Позже, на встрече театральных режиссеров мировой первой обоймы с президентом РФ Дмитрием Медведевым, художественный руководитель МХТ им. Чехова Олег Табаков скажет: «Нужно думать не о том, как спасать «ЛогоВАЗ», нужно думать о том, как спасать театр, это гораздо важнее».
А Валерий Шадрин открыл форум коллег следующей преамбулой: «Перед нами стоит важнейшая задача: любой ценой сохранить наше главное достояние — репертуарный театр. И не надо успокаивать себя тем, что во всем мире государственных театров остается все меньше. Даже во Франции остался, кажется, только Comedie Francaise. И в России, и, я знаю, в остальных наших странах сложилась крайне тяжелая ситуация. Слава богу, еще есть мастера, которые обеспечивают сегодняшний день, но что завтра? У нас возникла серьезная проблема в вопросе школы, мы теряем многие театральные профессии. С этим надо бороться. Если мы потеряем репертуарный театр, мы потеряем все. И вот серьезным шагом в такой борьбе мы считаем программу по работе с молодыми театральными кадрами на территории всего бывшего советского пространства, финансировать которую взялся Фонд гуманитарного сотрудничества стран СНГ».
Трехгодичную программу по работе с театральной молодежью Валерий Шадрин выдвинул еще прошлой осенью на форуме ФГС, проходившем в Кишиневе. Идея нашла активную поддержку, особенно, по собственному признанию председателя конфедерации, у армянской делегации и, в частности, у ее главы — министра культуры Асмик Погосян. Это особенно отрадно, если учитывать, что, как откровенно объявил Валерий Иванович коллегам, «без поддержки государственных структур, в частности, министерств культуры на местах, несмотря на финансовое содействие фонда, мы эту программу не осилим». Коллеги тем временем тихо завидовали представителям Армении — с учетом того, что с недавних пор исполнительным директором ФГС стал теперь уже бывший посол Армении в России Армен Смбатян… Это, однако, частности.
Программа, предложенная Шадриным, предполагает три года активной работы и охватывает многие театральные профессии. Первый этап предполагает постановку спектаклей молодыми режиссерами — в творческом поиске, выборе форм и жанров новое поколение театральных постановщиков не будет иметь никаких ограничений. Вот в этом контексте и возлагаются большие надежды на Министерство культуры, поскольку финансирование планктонов, призванных вскормить будущего кита национального театра, должно происходить «на местах». После того как 2-4 «молодых» спектакля будут выпущены, их отсмотрит экспертная группа из Москвы. «Пусть никто не обижается, это не только обеспечит объективность, но и избавит вас от многих головных болей», — откомментировал такое решение Шадрин.
Председатель СТД Армении Акоп Казанчян предложил для Еревана оптимальный вариант: в конце октября — середине ноября у нас уже в пятый раз пройдет очередной фестиваль молодой театральной режиссуры. И если экспертная группа приедет в армянскую столицу именно в этот период, она не только посмотрит «специальные» спектакли, но и получит полноценный голографический срез всей молодой театральной ситуации. Московским критикам предстоит выбрать из, надеемся, нехилого числа претендентов два спектакля, которые будут объявлены победителями первого тура. И уже на средства ФГС они будут отправлены на региональные фестивали-смотры, которые пройдут соответственно: европейский — в Кишиневе, азиатский — в Алматы. Здесь первым героям предстоит пройти еще один отсев, и тот, кто окажется героем последним, будет направлен в Минск на заключительный гала-показ спектаклей-победителей.
Параллельно в течение всех трех лет реализации программы конфедерация продолжит традицию организовывать ежегодные мастер-классы в Москве. За предыдущие годы 9 молодых режиссеров из Армении уже успели в рамках этой программы познакомиться с методами работы Деклана Донеллана, Камы Гинкаса, Адольфа Шапиро, Кирилла Серебрянникова и многих других выдающихся мастеров, которые сегодня ставят театральную планку всему миру.
По той же технологии будет осуществляться программа конфедерации — ФГС для молодых сценографов. Выставки локального значения предварят вывоз работ молодых театральных художников — макетов, эскизов декораций и костюмов — за пределы отечества. Сотрудники конфедерации попросили даже высылать предварительно фотоверсии работ, чтобы эксперты имели представление, с кем и чем им предстоит иметь дело, а в случае очевидной яркости дарования — на предмет пропаганды и попытки «продать» художника заинтересованному режиссеру.
На средства фонда планируется и издательство сборника пьес молодых драматургов из стран СНГ. Так что к началу следующего года в конфедерацию следует представить от одной до трех пьес, уже переведенных на русский язык с целью окончательного выявления будущих Шекспиров и Чеховых.
Словом, тем, кого принято называть старшим и средним поколением деятелей театра, остается только растерянно разводить руками: нам бы такие возможности! А тем, кого принято называть поколением молодым (кстати, возрастной ценз, установленный инициаторами программы, — 35 лет), собрать в кучку мозги, чувства, вкус и профессионализм, чтобы не ударить в грязь лицом. И использовать шанс, которым, конечно, можно и не воспользоваться, но ведь глупо игнорировать добро, которое само плывет в руки. Да и конкуренция местного и эсэнговского значения должна бы подстегивать.
Кстати, художественный руководитель Тбилисского национального театра им. Руставели, культовый Роберт Стуруа поведал в частной беседе, что на весь нынешний год малая сцена театра отдана в распоряжение десяти молодых режиссеров, которым предстоит выпустить по одной одноактовке. Правда, сам Роберт Робертович заметил, что только один из молодых дарований заинтересовал его всерьез, остальные — «работа под Стуруа»… Но и «под Стуруа» — это не хухры-мухры… А если еще учитывать, что в конкурсе принимают участие и российские режиссеры… Словом, поживем — увидим. Обязательно увидим.