Логотип

ОТ ВДНХ — К РЫНКУ

 

НАРОДИВШАЯСЯ В ПРОШЛОМ ГОДУ ИДЕЯ ARTEXPO НАРИСОВАЛАСЬ, по словам министра культуры Асмик Погосян, из несоответствия прежней формы подведения годовых арт-итогов тенденциям современной жизни. Если проще, в Минкульте решили представлять отечественную культуру не в унылых цифрах, а в «живых картинках». Наглядность в данном контексте не просто радует взор, не только — наглядно же — демонстрирует достижения, но и выявляет проблемы. А это уже полдела на пути их разрешения.

Во-вторых, по мнению Минкульта, проблемным фактором сферы является пока еще неинтегрированность нашей культуры в современную мировую культуру и неконкурентоспособность ее на международном рынке. Это «во-вторых» напрямую вытекает из во-первых — а именно, если говорить откровенно, из отсутствия категории «конкурентоспособность» в механизмах, которые работают в сфере культуры внутри страны. Тема эта как-то исподволь выплыла и весьма конкретно обозначилась по ходу небольшого отчетного собрания, организованного Асмик Погосян непосредственно по закрытии ARTEXPO -2010.

Назвать идею организации подобной выставки инновационной — затруднительно: выставки-ярмарки искусств практикуются по всему миру и преследуют цель не только на других посмотреть — себя показать, но и купить — продать, завязать контакты, договориться о сотрудничестве. Такие цели ставились и перед ARTEXPO. С первой частью вышло куда как удачно. 53 в абсолютном большинстве нарядно и интересно презентованных павильона, активность «на местах» и среди публики. Посещение выставки президентом Сержем Саргсяном. Министерство культуры не просто показало «товар лицом». В прикладном контексте при таких показателях и достижениях можно смело дальше обращаться к государству — об увеличении финансирования, выделении дополнительных средств на сферу. Что касается рыночной стороны вопроса…

Асмик Погосян говорила о «несоответствии прежней формы подведения годовых итогов тенденциям современной жизни». Но вопрос, видимо, ставится шире. Тенденциям современной жизни не соответствует не только форма подведения итогов, но и инфраструктура отечественной культуры. Работает она в абсолютном большинстве случаев по-советски, имея генеральным и единственным спонсором государство. Такое положение дел явно не устраивает государство, да и арт-деятелей в принципе тоже — финансовая зависимость вряд ли многим лучше зависимости от идеологической цензуры. Конечно, речь не идет о тех культурных очагах, которые делают лицо нации и которые государство содержать обязано. Но и остальные вовсе не торопятся отказаться от статуса захребетника, громко просят «взять на ручки» и громко же возмущаются, когда генеральный спонсор начинает делать резкие и вроде бы в его компетенцию не входящие телодвижения.

ПОСЛЕ УХОДА С ВЫСТАВКИ ПРЕЗИДЕНТА МИНИСТР КУЛЬТУРЫ ДАЛА ВОЛЮ ЭМОЦИЯМ. И не только потому, что хозяева двух представленных на выставке павильонов начали демонтировать свои стенды, не дождавшись, пока первое лицо страны сядет в машину. «Я же десять раз попросила — представляйте свою деятельность ясно, четко и коротко. Неужели это так трудно?!»… Асмик Погосян, видимо, забыла, что у абсолютного большинства наших арт-деятелей на присутствие рядом властей предержащих возникает условный рефлекс — как у собачки Павлова на звук знаменитого звонка, предвосхищающего обед. Надо сконцентрироваться и успеть за предоставленные две минуты быстренько что-нибудь попросить.

Расстроилась министр и началом итогового совещания. А прологом к нему были бурные изъявления благодарности от руководителей участвующих организаций. По странному ли стечению обстоятельств или закономерно — от глав государственных организаций. «Вы что, действительно считаете, что все так прекрасно? Я так не думаю», — заметила министр. Ситуацию изменили частники. Глава издательского холдинга «Антарес» Армен Мартиросян высказал пожелание, чтобы организациям предоставляли не стандартные павильоны 2Х3, а возможность арендовать площадь, необходимую для достойной презентации своей продукции, а заодно заметил — если бы вход на выставку стоил хотя бы сто драмов, было бы гораздо меньше случайных людей и гораздо больше проку. Не согласиться с ним трудно. По подсчетам работников Минкульта, за два дня ARTEXPO посетили порядка 13 000 человек. Конечно — искусство у нас принадлежит народу, но если бы народу приходилось хоть сколько-то платить за входной билет, вряд ли в выставочном зале очутилось бы такое количество странноватых людей, видимо, не осведомленных о том, что глянцевая бумага в печке плохо горит, и собирающих всякие проспекты-буклеты в неограниченных количествах…

ГОССЕКТОРУ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОБ АРЕНДЕ ПАВИЛЬОНОВ ЯВНО ПРИШЛОСЬ НЕ ПО ДУШЕ, народ зашумел, слово взял представитель компании «Шарм» Карен Казарян. «Давайте признаем — в качестве выставки достижений прошлого года ARTEXPO заслуживает самых высоких оценок. Что касается маркета, перспектив реальных деловых контактов, привлечения в культуру спонсоров, рождения совместных проектов на месте — здесь еще предстоит большая работа по выработке соответствующих механизмов», — сказал он.

Итоги народившейся дискуссии подвела Асмик Погосян: «Сегодня в абсолютном большинстве случаев большие арт-проекты и начинания спонсируются государством — такова на сегодня его позиция. Но завтра все может быть иначе. И вы, те, кто сегодня делает нашу культуру, должны это осознавать, должны чувствовать себя единым полем и искать альтернативные пути финансирования и совместного развития».

Если конкретизировать, возникает потребность перехода ARTEXPO от выставки достижений народной культуры к полноценной арт-ярмарке, Если «реализировать», деятелям культуры предлагают вспомнить, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих, и начать замечать рыночные тенденции сегодняшней жизни.