Логотип

АРММОНО: ФЕСТИВАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ В КАПАНЕ ВОЗРОЖДАЕТСЯ

ДИВЕРСИЯ ПРОТИВ "ЗАГОВОРА РАВНОДУШНЫХ"

Несмотря на многочисленные спецпрограммы и прекраснодушные слова, рассуждения на тему "культуру — в регионы" давно воспринимаются дешевым популизмом. Любое, даже самое прекрасное дело требует первого шага. Состоявшийся еще в прошлом году первый "выезд" международного театрального фестиваля ARMMONO в Капан вполне можно таким шагом назвать. Еще его можно назвать диверсией против "заговора равнодушных".

У ВОРОТ СЮНИКА

Кажется, АРФ "Дашнакцутюн" выступила с инициативой провести на Сюникской трассе авторалли. Идея не просто богатая, а, прямо скажем, остроумная. Хеллоу, Шумахер и Алан Прост! Где вам с вашими Париж — Дакарами до наших водителей! После ворот Сюника дорога прекрасна и упоительна — спускающиеся с небес синие горы, вершины, выступающие, как острова в озере, из белых облаков…

После ворот Сюника дорога мучительна и опасна. Трасса напоминает шкуру жирафа — сплошные темные пятна-рытвины на асфальте. Кое-где фрагменты асфальтированной дороги вообще сверзились в пропасть, предоставив водителям возможность демонстрировать навыки пилотов автогонок. И латать эту ягуарью красоту, кажется, никто не собирается. Какой смысл? Все равно назавтра здесь проедет сотня фур из Ирана, тормозя многотонной мощью на раскаленном под солнцем серпантине.

Безумство храбрых, а проще — героизм проявляли жители сюникской земли тогда, в конце 80-х — начале 90-х, когда оказались на переднем крае театра военных действий. Они стояли твердо, как их горы — под бомбардировками и артобстрелами. А потом наступила мирная жизнь — с безработицей, безденежьем и бесперспективностью. И стойкие сюникцы не выдержали. Народ ушел — подхватил всех своих и ушел. Потянулся к чужим берегам, где нет синих гор, но есть возможность заработать на хлеб насущный. В недалеком прошлом в одной капанской школе было почти 500 учеников. Сегодня их 48. И надежда на то, что первого сентября школа откроет свои двери перед новым набором первоклашек, равна нулю. "Комбинат", как здесь коротко и уважительно называют главного меднодобывающего кормильца, переживает не лучшие времена. А в результате — нас манят чужие берега.

Марзпет Сюника Сурен Хачатрян пообещал, что через две недели в Капане заработает трикотажная фабрика. Это несколько сот рабочих мест. В нынешних реалиях — и это серьезная подвижка. Но не хлебом единым жив человек. Заставить капанцев поверить в то, что унылое хождение на работу и обратно — если она есть — не лучший и не единственный удел человека, — задача, которую предстоит решать. И решить ее можно только всем нам вместе.

… И АБСОЛЮТНОЕ СЧАСТЬЕ В ГЛАЗАХ БЛАГОДАРНОГО ЗРИТЕЛЯ

Главное — это любовь. Председатель СТД Акоп Казанчян любит Капан, как каждый человек любит свою юность. Окончив ГИТИС, следуя семейной традиции, он приехал сюда с женой и годовалой дочерью, чтобы возглавить Капанский драматический театр им. Ширванзаде. "Какие счастливые были годы! — у Лары, жены Акопа, блестят глаза. — Это был настоящий город, сколько здесь было по-настоящему интеллигентных людей, жизнь просто бурлила!".

Здесь Акоп организовал свой первый фестиваль, в котором участвовали не только лучшие спектакли Еревана, но и московские критики. Здесь приняли участие в первых больших обсуждениях студенты, которые сегодня стали ударной группой отечественного театроведения. Фестиваль собирал аншлаги в 600-местном ДК и всю молодежь города на постспектаклевые тусовки. А завтра была война. В ночь окончания театрального праздника железную дорогу разбомбили, и вертолеты ВВС увозили артистов в столицу, подальше от театра военных действий.

В прошлом году наконец Капанский театр получил отдельное здание — перестроенный и заново отремонтированный кинотеатр "Сюник". Казанчян-младший преодолевал тяжелую сюникскую дорогу как минимум раз в неделю — следил за работой, ходил по инстанциям, выбивал деньги. На церемонии открытия министр культуры Асмик Погосян сказала: мы стали участниками исторического события — впервые в независимой Армении открывается новое здание театра. А в подарок к новоселью СТД привез в Капан большой арт-десант — артистов из России, Украины, Германии, США, Польши, Швейцарии и даже Камеруна. Международный фестиваль ARMMONO провел в Капане "выездную сессию".

Как заметил Сурен Хачатрян, проведение фестиваля в Капане делает серьезную заявку на то, чтобы стать доброй традицией. Спонсировал его на сей раз мэр города Артур Атаян. Международной программы в этом году не было — зарубежные гости побывали в Ереване в начале марта, а дальше не совпали сроки. В Капан отправились 12 моноспектаклей в исполнении известных и любимых актеров Еревана, Гюмри и Ванадзора.

Для капанских салонов красоты 28 мая — День Республики и день открытия фестиваля — наверняка стало настоящим праздником. Капанская публика, гужевавшаяся перед зданием театра, напоминала о тех приснопамятных и забытых в столице временах, когда к походу в театр готовились загодя, шили специальные платья и обдумывали прически. Совсем маленькие девочки в бантиках и совсем маленькие мальчики в костюмах с бабочкой, в одной руке — рука мамы или папы, в другой — пышный букет.

Прозвучали приветственные речи — от марзпета, мэра. Почтили минутой молчания память недавно ушедшего из жизни художественного руководителя капанского театра и артиста от бога Вазгена Саркисяна. В прошлом году, тяжело страдая от неизлечимой болезни, он не пропускал ни одного фестивального спектакля, кажется, вообще не уходил из только что отстроенного театра. "Знаете, какое это для него счастье! Этот театр подарит ему еще год жизни", — говорила тогда его супруга. Так и случилось… Акоп Казанчян вручил золотую медаль СТД одному из старейших капанских артистов Артавазду Григоряну.

Наконец, начался спектакль "Рассвет настанет!" по пьесе Карине Ходикян в блестящем исполнении Карине Джанджугазян. Дамы утирали слезы, а в конце зал разразился овацией. Женская тема вообще пользовалась большим успехом — еще одну пьесу Ходикян — "Целлофановое счастье" играла Заруи Хачатрян, а "Ты невинна" Самвела Халатяна — молодая Анаит Мутафян. Еще одну пьесу Халатяна — "Царь Симон" представляли в разные дни гюмриец Ованес Ованесян и ванадзорец Вруйр Арутюнян, а его коллега Армине Мацакян сыграла для капанцев кровавую леди Макбет. Молодых артистов театра пластической драмы "Мигр" во главе с Цолаком Млке-Галстяном сменяли заслуженный артист Самвел Багинян, представивший "Книгу скорбных песнопений", и народный артист Армен Сантросян с галереей портретов градоначальников из "Истории одного города" Салтыкова-Щедрина.

Несмотря на плотную программу — два спектакля в день, — зритель шел и шел, все такой же нарядный и воодушевленный, воодушевляя своим приемом актеров. Ну а уж тех, кто успел засветиться в "главной духовной пище нации" — сериалах, вообще были готовы носить на руках. Заруи Хачатрян называли исключительно Аллой и норовили выяснить, какому из своих поклонников она отдаст предпочтение. За Самвелом Багиняном выстраивалась очередь с фотоаппаратами. "Виген Борисович, вас там ждут, чтобы разобрать на сувениры…". И Виген Степанян, герой культовой, можно сказать, "Цены жизни" брал на руки младенцев, становился в центр стайки школьников, галантно улыбался восхищенным дамам, клал руку на плечи седым старикам — снято! И абсолютное счастье благодарного зрителя.

"НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ ТЕАТР В ОДИНОЧЕСТВЕ!"

Любовь к Капану и к сюникской земле вообще Акопу Казанчяну завещали родители — мастер сцены, режиссер, народный артист Ерванд Казанчян, и народная, точнее, национальная артистка Галя Новенц.

В 1958 году, окончив институт, целый курс Аджемяна и Гулакяна, среди остальных и ныне звездная чета, поехал — тогда в Кафан. Кто-то продержался в провинциальном театре год, кто-то чуть больше… Казанчян-старший и Галя Новенц проработали в кафанском театре целых пять лет, начав оттуда свое победное восхождение. Поэтому неудивительно, что после торжественного юбилея легендарных супругов в Национальном театре им. Сундукяна Сурен Хачатрян настоял на том, чтобы чествование артистов прошло и в Сюнике.

Эти вечера состоялись в Драматическом театре им. Вагаршяна в Горисе и Доме культуры Капана. Вечера памяти, ностальгии, благодарности и любви. Украдкой утирал слезы зритель, когда на экране появлялись бездонные глаза Гали Новенц — Сирануш из "Танго нашего детства" — и начинали вести безмолвный диалог с каждым присутствующим в зале. Украдкой утирал слезы Ерванд Казанчян, когда его приветствовали люди, которые 50 лет назад окружили молодую артистическую семью с маленьким сыном на руках теплом и любовью.

"Я благодарен сюникской земле и ее людям — безгранично добрым и гостеприимным, верным, героическим. Я благодарен тем людям, которые 50 лет назад приносили нам дрова, продукты, приходили в театр, чтобы качать Акопа, пока Галя была на сцене. Я благодарен всем тем, кто и сегодня не забыл нас. Новое поколение артистов, наверное, рассмеется, если рассказать ему, как мы на перекладных ездили со спектаклями в самые отдаленные села, которые не были даже электрифицированы. Как играли при свете четырех керосиновых ламп — две спереди, две сзади. В вас наша сила, наше будущее. Это вы — хранители настоящей, корневой народной культуры — в Ереване я давно не слышал детей, так замечательно играющих на каноне, дудуке, кяманче. У меня к вам только одна просьба — не бросайте театр на произвол судьбы. Театр как храм — он учит доброте, взаимопониманию, любви к ближнему, любви к Родине. Не оставляйте театр в одиночестве, и он отблагодарит вас сторицей", — взволнованно говорил Ерванд Казанчян в конце вечера.

Не оставлять театр. Не оставлять зрителя. Не оставлять свою Родину и своих соотечественников. На каком расстоянии бы они ни находились. И тогда у нас все получится — и в театре, и в жизни. Если мы очень сильно и все вместе этого захотим.