Логотип

ЧТОБЫ ПРИХОД БЫЛ ОБЪЯВЛЕН ПРИШЕСТВИЕМ

Чтобы когда-нибудь стать свидетелем появления театрального режиссера, приход которого объявят пришествием, надо работать здесь и сейчас. И не только на местном уровне, ибо для того, чтобы вписаться "в контекст мировых театральных процессов", V Республиканский фестиваль молодой театральной режиссуры, взявший старт 12 октября, несколько отличается форматом от своих предшественников. А виной этому отличию — обширная трехгодичная программа, осуществляемая совместными усилиями Министерства культуры, Конфедерации Союзов театральных деятелей стран СНГ и СТД Армении при финансовой поддержке Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.

ТРЕХГОДИЧНУЮ ПРОГРАММУ ПО РАБОТЕ С НОВЫМ ПОКОЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЕЙ ТЕАТРА председатель конфедерации Валерий ШАДРИН выдвинул еще прошлой осенью на форуме гуманитарного сотрудничества, проходившем в Кишиневе. Идея нашла активную поддержку, особенно, по собственному признанию Валерия Ивановича, у армянской делегации и, в частности, у ее главы, министра культуры Асмик Погосян. Программа рассчитана на три года активной работы и охватывает многие театральные профессии. Первый этап предполагает постановку спектаклей молодыми режиссерами — в творческом поиске, выборе форм и жанров у нового поколения театральных постановщиков нет никаких ограничений. Вот в этом контексте и возлагаются большие надежды на Министерство культуры, поскольку финансирование планктонов, призванных вскормить будущего кита национального театра, должно происходить "на местах". После того, как "молодые" спектакли будут выпущены, их отсмотрит экспертная группа из Москвы. "Пусть никто не обижается — это не только обеспечит объективность, но и избавит вас от многих головных болей", — откомментировал такое решение Шадрин.

Московским критикам предстоит выбрать из числа претендентов два спектакля, которые будут объявлены победителями первого тура. И уже на средства Фонда гуманитарного сотрудничества (ФГС) отправлены на региональные фестивали-смотры, которые пройдут, соответственно: европейский — в Кишиневе, азиатский — в Алматы. Здесь первым героям предстоит пройти еще один отсев, и тот, кто окажется героем последним, будет направлен в Минск на заключительный гала-показ спектаклей-победителей. По той же технологии будет осуществляться программа конфедерации — ФГС для молодых сценографов, драматургов и театральных критиков.

ВОТ В ТАКОМ КОНТЕКСТЕ И НАЧАЛ СВОЮ РАБОТУ ПЯТЫЙ, МИНИ-ЮБИЛЕЙНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ молодой театральной режиссуры. Добавим еще, что реализаторы программы выдвинули условие — выносить на суд московского жюри спектакли режиссеров в возрасте до 35 лет, нашедшие свое достойное место в репертуарах серьезных театров. И если в предыдущие годы молодежный фестиваль был открыт едва ли не перед всеми желающими показать себя и выслушать мнение как профессионалов, так и зрителей (после каждого спектакля проходили широкие обсуждения), то в нынешнем году участники отбираются "на местах". В результате в программу вошли шесть спектаклей — и все "не ниже планки".

К тому же оказалось, что фестиваль получился на редкость гендерно-корректным. Три "дамских" спектакля: "Полет над городом" по пьесе молодого же драматурга Ануш Аслибекян в постановке Нарине Григорян и "Сказка, упавшая с облака", сделанная Заруи Антонян по опусу собственного сочинения представит Театр кукол им. Туманяна. Спектакль "Какая разница с кем?" на сцене Камерного театра покажет Лусине Ернджакян. Театр юного зрителя выдвинул на фестиваль спектакль "Джульетта" по Шекспиру в постановке Карапета Бальяна. Еще одного Шекспира — "Макбет", поставленный Вааном Бадаляном, представит на суд зрителя и московского жюри Национальный театр им. Сундукяна. И, наконец, закроется фестиваль показом нового спектакля Григора Хачатряна "Цианистый калий — с молоком и без молока" по Хосе Хуану Алонсо Мильяну на сцене Драматического театра им. Капланяна.

Московское жюри в составе заведующей отдела по работе с молодежью конфедерации Ирины ТРОИЦКОЙ, театральных критиков Аллы ШЕНДЕРОВИЧ и Марии ЧЕПУРИНОЙ и видного режиссера Владимира РЫЖАКОВА, чьи спектакли с успехом идут в МХТ, театре-лаборатории Петра Фоменко и других именитых театрах Москвы, уже отсмотрело три постановки. А 14 октября в Союзе театральных деятелей открылась выставка молодых сценографов. Руководство Государственного института во главе с Грачья ГАСПАРЯНОМ живо откликнулись на перспективы, открывающиеся перед его выпускниками. И главные художники Национального театра, и театра "Амазгаин" — Вааг ТЕВАНЯН и Давид МИНАСЯН — не пожалели времени, чтобы фойе СТД превратилось в замечательный вернисаж с выразительной развеской эскизов, композициями из кукол и марионеток, макетов и театральных костюмов, рожденных воображением молодых сценографов, многим из которых еще предстоит реализоваться на сцене.

Словом, тем, кого принято называть старшим и средним поколением деятелей театра, остается только растерянно разводить руками — нам бы такие возможности! А тем, кого принято называть поколением молодым, — действительно собрать в кучку мозги, чувства, вкус и профессионализм, чтобы не ударить в грязь лицом. Чтобы когда-нибудь стать свидетелем появления театрального режиссера, приход которого объявят пришествием, надо работать здесь и сейчас.
 

Чтобы когда-нибудь стать свидетелем появления театрального режиссера, приход которого объявят пришествием, надо работать здесь и сейчас. И не только на местном уровне, ибо для того, чтобы вписаться "в контекст мировых театральных процессов", надо как минимум быть о них информированными. Уже который год Конфедерация союзов театральных деятелей стран СНГ организует в рамках Московского Международного театрального фестиваля им. А.Чехова летнюю школу для молодых режиссеров, в которой, по всеобщему признанию, Армения является самой активной участницей.

За предыдущие годы 9 молодых режиссеров из Армении уже успели в рамках летней школы познакомиться с методами работы Деклана Донеллана, Камы Гинкаса, Адольфа Шапиро, многих других выдающихся мастеров, которые сегодня ставят театральную планку всему миру. Параллельно с мастер-классами мэтров участники получают возможность едва ли не ежедневно смотреть спектакли Чеховского фестиваля — во многом эталонные постановки, которые генеральный директор фестиваля и председатель конфедерации Валерий Шадрин собирает в российской столице со всего мира.

Программа для молодых режиссеров предполагает квоту — по два, максимум три человека от каждой страны. Однако председатель СТД Акоп Казанчян ежегодно добивается того, чтобы для Армении сделали исключение — столько же человек приняли за счет армянского союза. На сей раз на мастер-классы Чеховского фестиваля отправились уже имеющие "международный опыт" Вардан Мкртчян, Нарине Григорян, Карапет Бальян, спектакли которых уже проходили апробацию и удостаивались высоких фестивальных оценок, и начинающие Артуро Саян и Гуж Тадевосян, успевшие зарекомендовать себя как подающие серьезные надежды.

"Наша группа была не просто самой большой, — с присущим ей энтузиазмом говорит Наринка. — В первый день, когда "проводили перекличку", ребята из одних и тех же стран сидели как-то вразброд, как будто не были друг с другом знакомы… А у нас так подряд пошло — "Армения, Армения, Армения…" Потом, когда нашу группу встречали в коридорах, все улыбались: "А-а-а, Армения!"

На сей раз среди преподавателей летней школы оказались знаменитый Сергей Женовач, скандальный и шоковый Кирилл Серебрянников, художественный руководитель Московского молодежного театра Бородин, культовый главреж московского ТЮЗа Кама Гинкас. О последнем ребята рассказывают взахлеб и перебивая друг друга — "три счастливых дня было у меня", поскольку с мэтром они провели именно три дня, подробных и обстоятельных. "Наверное, дело не только в том, что Гинкас был дольше остальных, — говорит Артуро. — Он говорил не вообще за жизнь, а о каких-то очень конкретных вещах, которые не просто расширяют горизонт, но конкретны и применимы". "Препятствия — наша отправная точка" — это я запомнила на всю жизнь", — вторит Наринка.

В программе спектаклей, предложенных Чеховским фестивалем, каждый нашел нечто наиболее импонирующее его вкусам и арт-предпочтениям, а значит, задумался над тем, куда двигаться дальше. Гуж Тадевосян, например, в прошлом году очень успешно дебютировавший "японским спектаклем" по Акутагаве, был очарован тайваньским "Танцем цветов": "Ориентальное искусство не только пленительно, но дает повод ко многим размышлениям, и все сделано с таким изыском". Максимум восторга, кажется, вызвал "Маскарад" Римаса Туминаса, недавно восстановленный великим литовцем на сцене Вахтанговского театра.

"Мы пошли на мхатовскую "Трехгрошовую оперу" — там Мекки Нож — Хабенский и вообще сплошь звезды. Постановка Кирилла Серебрянникова. Очень хотелось увидеть, поскольку у нас в "Амазгаине" была недавно выпущена эта пьеса. Так вот, там в финале спектакля на сцене появляется такой огромный серебряный шар, который летит прямо на зрителя. Оказалось, что надувать его каждый раз стоит несколько тысяч долларов. Я потом спросил у Серебрянникова, что он символизирует. Знаете, что он ответил? "А ничего — красиво, эффектно". У нас целый спектакль ставят за меньшие деньги. Как-то непривычно воспринимать, что в театре для режиссера не может быть никаких "это невозможно", — сетует Каро Бальян.

Но главный итог московского вояжа, естественно, не обида за разницу в театральных финансово-технических возможностях "у них и у нас". Итог предельно оптимистичный. "Конечно, такие мастер-классы дают очень многое, что откладывается в памяти и наверняка найдет прикладное применение в нашей дальнейшей работе. Но важнее, наверное, то, что они мобилизуют, заставляют собрать мозги в кучку, а главное, заставляют еще раз убедиться в том, что у нас замечательная профессия" — таков, с некоторыми вариациями, генеральный вывод, к которому пришли нынешние армянские участники Московской летней школы режиссерского мастерства.

А в конце июля в Москве пройдет совещание представителей Конфедерации союзов театральных деятелей стран СНГ, которое Валерий Шадрин собирает, чтобы еще раз обсудить реализацию программы, выработанной совместно с Фондом гуманитарного сотрудничества стран СНГ и направленной на обеспечение надежного будущего театра на постсоветском пространстве.

Трехгодичную программу по работе с театральной молодежью Валерий Шадрин выдвинул еще прошлой осенью на форуме ФГС, проходившем в Кишиневе. Идея нашла активную поддержку, особенно, по собственному признанию председателя конфедерации, у армянской делегации и, в частности, у ее главы — министра культуры Асмик Погосян. Программа рассчитана на три года активной работы и охватывает многие театральные профессии. Первый этап предполагает постановку спектаклей молодыми режиссерами — в творческом поиске, выборе форм и жанров у нового поколения театральных постановщиков нет никаких ограничений. Вот в этом контексте и возлагаются большие надежды на Министерство культуры, поскольку финансирование планктонов, призванных вскормить будущего кита национального театра, должно происходить "на местах". После того как 2-4 "молодых" спектакля будут выпущены, их отсмотрит экспертная группа из Москвы. "Пусть никто не обижается — это не только обеспечит объективность, но и избавит вас от многих головных болей", — откомментировал такое решение Шадрин.

Московским критикам предстоит выбрать из числа претендентов два спектакля, которые будут объявлены победителями первого тура. И уже на средства ФГС отправлены на региональные фестивали-смотры, которые пройдут соответственно: европейский — в Кишиневе, азиатский — в Алматы. Здесь первым героям предстоит пройти еще один отсев, и тот, кто окажется героем последним, будет направлен в Минск на заключительный гала-показ спектаклей-победителей. По той же технологии будет осуществляться программа конфедерации — ФГС для молодых сценографов и драматургов.

Словом, тем, кого принято называть старшим и средним поколением деятелей театра, остается только разводить руками — нам бы такие возможности! А тем, кого принято называть поколением молодым (кстати, возрастной ценз, установленный инициаторами программы, -35 лет), действительно собрать в кучку мозги, чувства, вкус и профессионализм, чтобы не ударить в грязь лицом. Чтобы когда-нибудь стать свидетелем появления театрального режиссера, приход которого объявят пришествием, надо работать здесь и сейчас.