Когда в конце прошлого года стало известно, что с года нынешнего некоторые телекомпании покинут голубые просторы эфира, центрист и эгоцентрист Тигран Карапетович умудрился настолько сконцентрировать на себе внимание общественности, что исчезновение других "уходящих объектов" никто не заметил. А между тем с экрана, как принято считать, частично ушли "Арарат" и "Айреник" — каналы культурный и детский, призванные приносить не деньги, а дивиденды, по определению работающие на глобальную перспективу.
КОГДА СТАЛО ЯСНО, ЧТО КУЛЬТУРНЫЙ КАНАЛ "АРАРАТ" ПОТЕРПЕЛ ФИАСКО, судьба печальна кивнула – несчастный, твой жребий жесток, но справедлив. Ни один человек в эфире вослед не произнес эпитафии, не помянул добрым словом, не возмутился против исчезновения — куда там митинговать по столь незначительному поводу. Над мертворожденными скорбят меньше, чем над теми, кто успел пожить.
А с каким энтузиазмом и, казалось, размахом в совсем еще недалеком прошлом готовились к открытию своей, отечественной "Культуры"! Сколько встреч с творческой интеллигенцией организовали министр культуры Асмик Погосян и глава Общественного телевидения, в чьем ведении предполагалось находиться новому культурному проекту, Алексан Арутюнян! Какие рисовались планы! С каким вдохновением творческих людей призывали проявлять креативность! Ведь для того чтобы увидеть будущее, нужно заглянуть в прошлое. Нужно, чтобы посредством телевидения – самой мощной силой воздействия на умы – граждане Армении лучше узнавали свое прошлое, биографии людей, благодаря которым "армянин – это звучит гордо", знакомились с высшими достижениями культуры мировой, а в дискуссиях артистов и художников им открывалась сокровенная красота и свет высоких истин. Увы… Благими намерениями вымощена дорога… сами знаете куда.
Нет, на заре своего существования "Арарат" еще внушал какие-то надежды. В эфире появилось несколько передач дискуссионного толка вполне даже съедобных. Промелькнули интересные хроникально-биографические фильмы, да и шедевры мирового кинематографа дублировались на армянский гораздо адекватнее картин, идущих на других каналах, – так, что даже можно было смотреть. Но недолго музыка играла. Особенно, когда руководство каналом было возложено на Меружана Тер-Гуланяна. Тогда создателей авторских передач с "Арарата" попросили, объявив, что новый руководитель пришел со своими программами, а вы, товарищи креативщики, — ищите спонсоров! Старые передачи, если только годовалый возраст – признак старения, ушли, новые так и не появились. И культурный канал превратился в телевизионный спам, в который можно было даже и не заглядывать. Кажется, главную пользу он принес каналам-сосидельцам по эфиру. Теперь каждый заполучил возможность избавляться от нерентабельных культурных программ, советуя их создателям обращаться по конкретному адресу, – двигать на "Арарат".
В ИТОГЕ ДВИЖЕНИЕ И ВОВСЕ ПРЕКРАТИЛОСЬ. Апологеты сокровенной красоты и высоких истин предпочли приобщаться к ним в абсолютно качественном исполнении российского канала "Культура", а неофиты отказались от "Арарата", может быть, даже из суеверия. Всем ведь известно, что слишком много симфонической музыки в телеэфире – плохая примета. Стало скучно. Невообразимо скучно и неинтересно. Что в свою очередь стало совершенно очевидно и тем немногим, кто изначально обратил свои взоры к "Арарату". Большинство, как известно, культурой не интересуется, а обратить в свою веру новых адептов каналу так и не удалось. Цель, возведенная чуть ли не в ранг глобальной государственной задачи, благополучно накрылась хризантемой.
Общественный канал живо сообразил – вместо того чтобы тратить какие-никакие финансы на глубоко бесперспективное дело общественного же просвещения, деньги лучше зарабатывать. Деньги вообще лучше зарабатывать здесь и сейчас, чем тратить, особенно в расчете на какие-то далекие дивиденды в отдаленную прекрасную пору. В результате частота телеканала "Арарат" сдана в аренду коллеге, каналу "Шогакат". Правда, с условием, что за "Араратом" остаются определенные часы вещания. Сокровенная красота и высокие истины опять оказались "в остатке", на правах бедного родственника. Вытесненные из рамок широкого эфирного контекста на задворки, они будут влачить жалкое существование отверженных маргиналов, не вызывая ни боли, ни сочувствия, а одно лишь холодное безразличие. И тайное раздражение тех, кто еще вынужден их терпеть.
С ДЕТСКИМ КАНАЛОМ "АЙРЕНИК" ВЫШЛО НЕМНОГО ИНАЧЕ. За годы своего существования он не просто состоялся, а был эдаким лучом света в темном царстве, достойно реализуя взятую на себя миссию формирования совсем юного поколения. Если выражаться по-человечески, был интересным, добрым и веселым. К тому же во многом заменял мертворожденный "Арарата", транслируя с 23 часов канал Mezzo и давая возможность заинтересованным действительно приобщаться к новинкам мировой культуры. Теперь хозяева "Айреника", которым также принадлежит "Ар", сочли нецелесообразным – или невозможным — содержание двух телеканалов и подверстали "Айреник" к "Ар"-у… Никто не вправе заставить отдельно взятого частного предпринимателя заниматься благотворительностью до бесконечности и бесконечно заботиться о том, о чем в принципе следовало бы заботиться государству – формированием гармонично развитых личностей в подрастающем поколении. А роль телевидения здесь, как и во всех остальных сферах, трудно приуменьшить. Вмешательство в частное дело – дело недопустимое, но, кажется, тот самый случай, когда это вызвало бы понимание. Если бы государство проявило заинтересованность и озабоченность тем, чтобы не только сохранить "Айреник" в полном объеме, но и перевести его на вещание с покрытием на всю страну. Потому что дети живут не только в столице, но и, представьте себе, в регионах. И они тоже нуждаются в такой родине-"Айренике" — интересной, доброй и веселой. Нуждаются даже намного больше, чем живущие в светлых и сытых столицах. Удастся ли "Ар"-у, каналу с лицом в общем-то вполне умытым и цивилизованным, сохранить паритет и даже приоритет "работы с детьми"? Это покажет время.
Так или иначе, но работа, а заодно и благие намерения нескольких последних лет ушли в песок. Если выспренно, то грубый материальный мир опять одержал сокрушительную победу над бесполезной красотой. Проекты, призванные облагородить наше лицо, оказались отщепенцами-маргиналами. Они оказались не нужны. А может, процесс вообще необратим? Может, наш организм уже органически не способен принимать нетоксичную пищу, отличную от дешевого комплексного обеда из общего телевизионного корыта? Б-р-р-р!
