Логотип

ИЗ СНОБОВ – В ДЕМОКРАТЫ

ФЕСТИВАЛЬ МОНОСПЕКТАКЛЕЙ СТАЛ СОБИРАТЬ НЕ ТОЛЬКО ТЕАТРАЛЬНУЮ ПУБЛИКУ

Первый из трех проходящих в Ереване международных театральных фестивалей, ARMMONO, пролетел над столицей первой весенней ласточкой и не просто стал стимулом для дальнейших подвигов людей театра и театроманов. Пролетел он достаточно высоко для того, чтобы пожелать фестивалям осенним удержать планку театральной весны.

Открывался ARMMONO торжественно, изящно – официанты в белых манишках обносили собравшуюся в зале публику бокалами вина, предлагая пожелать фестивалю удачи – и даже в какой-то мере пафосно. Высокий патронат председателя НС Овика Абрамяна внес свои коррективы. Спикер парламента — единственный политик, несколько лет назад отмеченный театральной премией "Артавазд", представьте себе, счел, что подобное отношение арт-мира не только приятно, оно еще и обязывает. И оказал не только финансовую поддержку: председатель комиссии НС по вопросам культуры, науки и языка Артак Давтян зачитал приветствие главы парламента, в котором Овик Абрамян приветствовал участников и гостей, подчеркивая значение фестивалей в деле интеграции Армении в международные культурные процессы, желал успеха артистам и ярких впечатлений — зрителям. От имени Министерства культуры, которое давно ввело фестиваль в свой бюджет отдельной строкой, ARMMONO пожелала удачи начальник управления современного искусства, как всегда, элегантная Сона Арутюнян. Забегая вперед, скажем, что послы всех стран, представители которых приняли участие в фестивале, почтили спектакли своих соотечественников своим высоким присутствием.

К программе нынешнего ARMMONO, особенно в ее импортной части, вряд ли мог придраться даже самый взыскательный зритель. Открывал фестиваль Филипп Хофмайер, звезда немецкого театра и кино, "Вертером" по мотивам Гете. И если пуристов от театра герр Хофмайер поначалу шокировал "вольным обращением" с классикой, то по развитии сюжета все были вынуждены признать невероятную внутреннюю мобильность артиста, умение моментально и кардинально менять настроение, голос, пластику. К тому же спектакль, по полной программе оснащенный всеми возможными эффектами, на которые способен сегодняшний театр, еще раз дал повод нашим людям театра печально вздыхать по нашим ненаблюдаемым техническим потенциям. К тому же, если бы у фестиваля был "Приз журналистских симпатий", он наверняка достался бы Филиппу Хофмайеру, которого очарованные представительницы СМИ готовы были разорвать на сувениры.

Отчет о прошедшем фестивале заставляет искать логику в пересечениях, совпадениях и интересах. Подобных неспециальных совпадений на уровне тематики ARMMONO обнаружил немало. Израильский актер Говард Рип показал спектакль "Джимпл-дурачок" по произведению еврейского классика, полную смутных настроений Европы в преддверии Холокоста. Артист представлял своего героя – вариацию на тему князя Мышкина – с самоиронией обаятельнейшей и глубиной, лишенной надрыва.

Моноспектакль актера нашего Русского театра Роберта Акопяна "К вам обращаюсь, дамы и господа" был сделан по роману Левона Сурмееляна и обращен к крестной муке армянского Геноцида. Сила темперамента актера воздействовала на зал такими гроздьями гнева и боли, что проняла всех. В частности, сдержанных представителей монофестиваля, проходящего ежегодно в эмоционально сдержанной Литве. Роберт Акопян получил приглашение на участие в литовском фестивале. Актер Московского театра им. Евгения Вахтангова Юрий Красков выступил в Доме Москвы с прекрасным вечером прекрасной поэзии – от Пушкина до поэтов Серебряного века. И оказалось, что в Ереване еще можно набрать зал, помнящий наизусть Мандельштама и Пастернака. Крещендо "мужского голоса" ARMMONO стал спектакль Жана Поля Шинту "Первый человек" по эссе Альбера Камю – классический пример добротного французского актера, умеющего работать со Словом.

Еще одним пересечением темы стали два спектакля – армянский и русский: "Аккомпаниатор" в сценической версии "Люсьен Люк" в исполнении совсем молодого Нарека Нерсисяна и "Аккомпаниаторша" в сценическом варианте "Никто" в исполнении Ирины Евдокимовой. Музыкант, чувствующий внутри Моцарта и вынужденный быть лишь серой тенью звезды. В случае с "Жан Люком", поставленным Гором Маркаряном, тема разъедающей душу творческой зависти обретала иронию, гротеск и томное клубное изящество. Спектакль в исполнении Нарека Нерсисяна вообще стал фишкой прошлого сезона и принес молодому актеру премию "Артавазд". Драма творческой зависти в исполнении Ирины Евдокимовой разыгрывалась на фоне постреволюционного Петербурга и кругов русской эмиграции в Париже – спектакль поставлен по рассказу Нины Берберовой. Актриса покорила зрителя не только голосом, достойным лучших оперных сцен, но и мастерством мгновенного перевоплощения. Еще одной "вариацией на тему" стала "Кармен" египетской актрисы Самаа Ибрагими. Ее героиня работала уборщицей в оперном театре и мечтала служить на сцене. Отрывки из великой оперы Бизе звучали в исполнении актрисы экспрессивно и выразительно, а живость и органика – забыть об "освобожденной женщине Востока".

Вообще не во имя гендерной корректности, но справедливости ради следует отметить, что у нынешнего ARMMONO все-таки оказалось женское лицо, а героинь-теней сменили героини-звезды. Звезда-легенда французского шансона Эдит Пиаф и легенда литовской сцены, работавшая в "Комедии Франсез" и Лондонском Королевском театре, звезда еще немого голливудского кино Уне Бабицкаяте. Спектакль "Марсель" Мариам Казанчян, в котором молодая актриса исполняет двенадцать песен великой Пиаф, был полон бьющих через край эмоций и трагизма. Спектакль Бируте Маар "Уне" был изыскан, элегантен, воскрешал прекрасную эпоху и открывал сущность и душу настоящей большой актрисы.

Настоящую большую актрису явила Польша, как всегда, оказавшаяся на монофестивале в желтой майке лидера. Спектакль Габриелы Мускала "Путешествие в Буэнос-Айрес" потрясал. Если моноспектакль – это территория безграничной власти актера, польская актриса ее демонстрировала. На голой сцене лишенная отвлекающих или завлекающих зрителя маневров молодая женщина рассказывала историю одинокой старухи, перемежая явь с мистикой, прошлое — с будущим, прогоняя публику через самую разнообразную гамму чувств, хватающих прямо за сердце.

На будущий год крепко утвердившийся в нашей фестивальной панораме ARMMONO отметит свое десятилетие. К юбилею он придет с достижениями, в том числе и года нынешнего. Три армянских спектакля получили приглашения в Европу. А главное, из фестиваля для посвященных ARMMONO превратился в фестиваль зрительских симпатий.