19 апреля, в начале седьмого те, кто включает телевизор не только для того, чтобы отсмотреть сериалы и отсмеяться в режиме "32 зуба", могли поразиться до боли знакомой и в то же время словно открывающейся впервые на неармянском канале армянской панораме — взрезающий нестерпимо синее небо купол Ахпата…
На московском канале "Культура" — впрочем, "московский" можно уже не упоминать, поскольку альтернативного отечественного уже не существует, — рубрика, в которой демонстрируются документальные фильмы, производимые объединением нескольких европейских каналов и знакомящие зрителя с шедеврами мировой архитектуры, существует уже больше года. За это время глазам заинтересованного зрителя явились фантастические кружева стен Альгамбры, уцелевшие в веках колонны Помпеи, колокольня православного монастыря в Хорватии…
НО ЧАЩЕ СОЗДАТЕЛИ СЕРИИ ОБРАЩАЮТСЯ К ВЕЛИКИМ ПАМЯТНИКАМ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ, которые на ум рядового туриста-путешественника приходят как бы не в первую очередь, если вообще приходят. И видит Бог, не потому, что памятники эти можно назвать "шедеврами" не в первую очередь. Просто находятся они на территории стран, экономические возможности и уровень развития туризма которых не позволяет пиарить свои сокровища так, как сады Фонтенбло или дворцы на Луаре. Латинская Америка, Ближний Восток, Африка… Архитектурные комплексы, воспевающие в веках бескрайние возможности человеческого духа, мысли и рук.
Фильм, который удалось случайно схватить, правда, не с самого начала, назывался "Санаин и Ахпат — непохожие братья", и делала его съемочная группа с немецкими фамилиями. Люди с немецкими фамилиями открывали миру храмы-легенды первой христианской страны. Можно сказать, они открывали ее и жителям самой страны. Потому что такого Ахпата и такого Санаина на экране видеть не приходилось. Свет, струящийся из-под сводов Санаинского храма, оставлял ощущение купола громадного — как собор Святого Петра и как небосвод. Орнамент колонн не просто "подавался" — было ощущение, что храм специально отреставрировали, и серый камень светился изнутри. Притвор Ахпата зачаровал и пригвоздил оператора к месту, не позволяя отойти от себя дальше. И это чувство потрясенности передавалось в кадр, передавалось зрителю. А хачкары! Десятки хачкаров, ни один из которых не повторял другой, и тем не менее внимательный и заинтересованный глаз находил в их фрагментах пересечения истории, судьбы и почвы.
Ну еще бы, скажете вы, при их финансировании, безграничных технических возможностях и прочем можно навести глянец и на творения не столь совершенные, как Ахпат и Санаин. Возможно, отвечу я вам, только кроме финансирования и техники нужен еще отточенный профессионализм, безупречный вкус, невероятное владение культурой и любовь. Ведь сопроводительный текст-то уж точно — категория не техническая, а такой аранжированной поэтикой плотности и информативной насыщенности, за сорок минут представляющих тысячелетие, панорамирующих перед зрителем века армянской истории и армянского христианства, можно было позавидовать. Почему мы сами никак не научимся вот так презентовать и пиарить то великое, чем владеем по праву? Почему на наших перекрестках профессионализм, вкус, владение культурой и любовь пересекаться с финансированием и достойной современной технической оснащенностью никак не желают?
КАЖЕТСЯ, ПАРУ ЛЕТ НАЗАД В СТОЛИЧНОМ КИНОТЕАТРЕ "МОСКВА" проходила весьма пафосно — в присутствии премьер-министра, "всей королевской рати" и аккредитованного в Армении дипкорпуса — презентация фильма об Армении. Государство вложило порядочные деньги, обратилось, помнится, к испанской телекомпании, чтобы заполучить документальный фильм, который будут показывать каналы типа National Geographic и который должен не просто поведать об Армении миру, но и сделать ее привлекательной для туристов. Корабль не поплыл — картина не получилась. Все второпях, скомканно, проговаривая на бегу, элементарно красивых кадров набралось бы минут на пять.
Создатели рубрики, демонстрируемой на канале "Культура", о привлекательности для туристов явно думают во вторую очередь, если они вообще об этом задумываются. Но посмотрев фильм "Санаин и Ахпат — непохожие братья", даже человеку, видевшему их десятки раз, хотелось сорваться с места и отправиться в путь — в дорогу к храму.
Почему мы сами никак не научимся вот так презентовать и пиарить то великое, чем владеем по праву? Почему наши о нас и не наши о нас фильмы-братья — братья такие непохожие? Есть над чем задуматься.