Логотип

В КАНУН ТЕАТРАЛЬНОГО ПРАЗДНИКА

Случаются в нашей культурной жизни явления, которые тянут на событие по определению. В будущем году Национальному академическому театру им. Г.Сундукяна исполнится 90 лет – срок для театра более чем солидный и о многом говорящий. Хотя все самое главное произойдет в 2012 году, но сани готовят летом – театр и государство готовятся к юбилею главного драматического театра страны.

ПРЕЖДЕ ЧЕМ ОБРАТИТЬСЯ К ВОПРОСАМ ТОРЖЕСТВЕННО-ДУХОПОДЪЕМНЫМ, ОСТАНОВИМСЯ НА ГРУСТНОМ. На невероятном, но очевидном. Несмотря на все призывы и просьбы, обещания и посулы, Национальный театр уже третий год продолжает оставаться без творческого руководителя. В самом конце года прошлого звучали очередные клятвенные заверения о назначении главного режиссера сразу после рождественских праздников. После Рождества страна праздновала еще не один раз, но рождество режиссера так и не настало. Теперь директор Национального театра им. Сундукяна Степан Давтян сообщил, что официальное предложение возглавить alma mater национального сценического искусства сделано от имени Министерства культуры писателю, кинокритику и просто интеллигенту и интеллектуалу Давиду Мурадяну – худруку нынче вменяется в обязанность формировать репертуар, выбирать и приглашать режиссеров, но самому спектаклей не ставить во избежание единовластия. Это тема отдельного разговора. Что касается Давида Мурадяна, как сообщил директор, он попросил время на раздумья. Если учитывать, что, находясь на должности заместителя министра культуры, Давид Мурадян возглавлял худсовет театра и знает обстановку изнутри, не стоит удивляться, что армянский писатель не спешит проявлять качества японского камикадзе.

Теперь перейдем к главному, к тому что ожидает – с худруком или без, — главный театр страны в юбилейном году.

"Мы представили в правительство обширную и многоплановую программу мероприятий, посвященных 90-летию нашего театра, — рассказывает Степан Давтян. — Начну с конца. Завершится все осенью большим юбилейным вечером, на который будут приглашены также многочисленные деятели театра России, Украины, Грузии, других стран – все те, кто сотрудничал с нашим театром, стал ему другом. В прошлый раз, к 80-летию театра, мы выпустили специальные памятные медали. На сей раз это будет памятный подарок, эскиз которого уже утвержден, — такая хрустальная скульптура с символикой нашего театра. Изготовлять ее будут в Польше, выйдет в большой свет и настенный календарь с портретами корифеев театра имени Сундукяна – в соответствии с месяцами их рождения. В прошлом году на средства театра мы осуществили частичный ремонт, который хотим продолжить, чтобы здание к юбилею выглядело в лучшем виде. Мы обратились в правительство за разрешением к юбилейному году провести ремонтно-реконструкционные работы фасада нашего здания. Такое разрешение получено, и теперь на свои средства театр поменяет все окна. А мэрия в свою очередь в рамках программы, по которой приводится в порядок центр города, обещала реконструкцию портика и входа в театр со стороны улицы. Еще к 90-летию в Зимнем саду и фойе балконов мы хотим открыть музей-выставку, который будет действовать постоянно, а не только в юбилейные дни и повествовать не только о славном прошлом, но и сегодняшней жизни сундукяновского театра, его спектаклях и артистах. Эскизы, предложенные нашим главным художником Ваагом Теваняном, уже готовы, заведующий архивом Сергей Аракелян готовит первую экспозицию".

ПЛАНОВ У СУНДУКЯНОВЦЕВ, КАК МОЖНО УБЕДИТЬСЯ, ГРОМАДЬЕ. И тем не менее театр начинается не со здания, не с выставки и даже не с вешалки, а со спектакля. И гвоздем юбилейного года, как сообщил Степан Давтян, должна стать "постановка крупномасштабного спектакля, который может претендовать на то, чтобы быть явлением нашей культурной жизни. В связи с этим уже начаты переговоры. Мы пригласили режиссера Московского театра им. Моссовета, народного артиста России, спектакли которого идут по всему миру, от Москвы до США и Японии, Юрия Еремина для постановки "Отелло" Шекспира".

20 августа Юрий Еремин прилетел в Ереван.

"Проект "Отелло" я вынашиваю уже 4 года. Хотел ставить его в своем театре Моссовета. На роль Яго был назначен небезызвестный вам Георгий Тараторкин. А на роль Отелло я хотел пригласить актера с Кавказа и сделать острый политический спектакль. Ведь, как это ни прискорбно, "черный" в Москве не негр, а "лицо кавказской национальности". К сожалению, сославшись на кризис, финансирования спектаклю не дали. И я бесконечно рад, что получил это приглашение из Еревана. Поработать с армянскими артистами – моя давняя мечта. У меня много друзей-армян. Среди них был и уникальнейший человек – Грач Никитич Капланян. Когда-то он приглашал меня на постановку Сарояна, я не раз приезжал в Ереван, в котором мне так приятно видеть знакомые места и в то же время удивляться, как изменился город. Но Грачья Никитича не стало, и нашему проекту так и не суждено было реализоваться. А теперь, через двадцать с лишним лет, я опять оказался на замечательной армянской земле и очень надеюсь на интересную работу", — сказал Юрий Иванович.

Энергии режиссера можно позавидовать так же, как и жесткому профессионализму. За три дня пребывания в Ереване он уже успел в театре многое. Состоялась и встреча с министром культуры Асмик Погосян, от которой и зависела окончательная судьба недешевого во всех смыслах проекта. По свидетельствам очевидцев, министр отнеслась ко всем предложениям не просто благосклонно, но даже предложила в случае необходимости пригласить и художника, с которым Еремину комфортнее работать. Режиссер, правда, отказался, заметив, что вполне доверяет главному художнику армянского Национального театра.

Словом, театр имени Сундукяна может перестать завидовать своему собрату по "академичности" Оперному, оказавшемуся в фокусе государственного внимания. Так или иначе, театр, ставший славой отечественной культуры, простоял 90 лет и, бог даст, еще многие-многие десятилетия простоит. Выстоит. Отстоит. И снова поднимется.