Если на минуту забыться и начать оценивать искусство с позиций нынешних тенденций, то есть с позиций цифровых эквивалентов, наш Театр кукол можно зачислить в рекордсмены и повесить на доску почета. Участие в семи международных фестивалях за рубежом, и почти везде увенчанное наградами — это и личное достижение, и большая подвижка армянского театра на международной арене в целом.
Неделю назад Ереванский государственный театр кукол им. Ов.Туманяна вернулся из Сочи, где в рамках мероприятий, посвященных грядущей Олимпиаде, проходил Фестиваль кукольных театров стран Причерноморья. На причерноморский кукольный форум приехало под два десятка театров — из России, Болгарии, Турции, Румынии. Почему-то — Италии и почему-то — Армении. Наш театр принял участие в фестивале спектаклем "Сказка, упавшая с небес" в постановке Заруи Антонян. "Сказка…" вообще оказалось упавшим с небес даром и для молодого режиссера, и для театра. После его показа Зара получила приглашение на учебу в магистратуре при московском МХТ, уже оттуда, будучи признанной самой одаренной студенткой курса, была приглашена на постановки в Вильнюс и французский Лимонж. А участие этого спектакля в фестивалях уже успело обеспечить театру не одно место под животворящим призовым солнцем. Поэтому награде в Сочи можно было бы и не удивляться, если бы не одно "но".
"В Сочи мы получили приз в номинации "За лучший актерский ансамбль", — рассказывает руководитель театра Рубен Бабаян. — Не могу передать, как я был доволен. Для армянского театра получить награду за ансамбль — согласитесь, это дорогого стоит. Думаю, никакие лекции не могли так наглядно показать молодым актерам его значение".
В будущую олимпийскую столицу Театр кукол отправился сразу из столицы Казахстана — в Алматы в начале октября проходил Первый Всемирный карнавал кукол с невероятно широкой программой и географией. Более 20 стран, в том числе Франция, Германия, Швейцария, Португалия, Чили, Норвегия, Россия, США, Италия. Туда театр экспортировал еще одну работу Заруи Антонян — "Крылатый".
"Нечто совершенно необычное показал театр кукол из Еревана. Он привез спектакль "Крылатый" по рассказу Габриеля Гарсиа Маркеса "Очень старый сеньор с большими крыльями". Уже определение жанра может поставить зрителя в тупик. Это и пантомима, и пластика, отчасти театр масок (отчасти, потому что кто-то был в маске, кто-то — без). И в то же время театр кукол. Только куклами выступают актеры, которые двигаются по сцене как марионетки. Актер и режиссер из Киева Юрий Титаров считает, что на нынешнем фестивале — это первая работа, которую "можно смотреть с профессиональной точки зрения — тут и художник присутствует, и режиссер, и цветовая партитура", — это из откликов алматынской прессы.
А это уже из телерепортажа. Режиссер Сергей Червяков говорит, что получил несказанное удовольствие от спектакля из Еревана: "Я наконец-то дождался, когда в Алматы появится такой большой спектакль. На самом деле это театр пантомимы с использованием элементов театра кукол. Здесь большой синтез, проникновение в философию жанра. Это и аллегория, и развитие жеста, и построение мизансцен. Вспомните персонаж Толпа! Такие персонажи надо коллекционировать! У таких театров учиться надо!". А заканчивается этот репортаж следующими словами: "Просто удивительно, что работа ереванцев не получила никакого приза".
Ибо Карнавал был конкурсный, со множеством номинаций, на которые по принципу "Оскара" выдвигались по три претендента, и "Крылатый" был выдвинут в трех — лучшая работа художника, режиссера и лучшая постановка. Уже не говоря о том, что ереванский театр заявил о себе в первый же день. Открытие фестиваля ознаменовалось кукольным шествием, в котором Ереван оказался в желтой майке лидера.
"По моему личному мнению, там было два спектакля, достойные номинации "Лучший", — считает Рубен Бабаян. — "Преступление и наказание" по Достоевскому петербургского театра "Кукольный формат" и наш. Они и получили первый приз. А потом стали происходить интересные вещи. Одна критикесса подбежала к члену жюри, американцу, и, глядя в глаза, спросила: "Вы в Бога веруете?". А на его пораженный утвердительный ответ продолжила: "Как же вы могли не дать главный приз армянам?". Нашим актерам устраивали овации не только после спектакля, но стоило им появиться. Хотя петербуржский спектакль, правда, был очень хороший. Но, видимо, люди не утратили этого качества — встать на сторону незаслуженно обиженного. Президент жюри извинялся, мол, изначально было решено, что решения принимаются на основе консенсуса, а против нашего спектакля категорически выступал ректор алматынского театрального института. Один российский коллега даже интересовался, нет ли в нем азербайджанской крови. Ради бога, мы не в претензии, в конце концов, вкусы бывают разными".
Фестивальный дебют "Крылатого", судя по всему, был отмечен своеобразными, но очень большими крыльями.
"Самое главное — спектакль прошел действительно хорошо и удостоился прекрасного приема. Что меня очень обрадовало — часть труппы вообще впервые была на фестивале. То, какой они завоевали там авторитет, как общались — Давид Саркисян, Яна Аристакесян, в частности исполнитель главной роли Арут Авалян просто стал всеобщим любимцем, — насколько они вошли, вписались в фестиваль, как контактировали — я думаю, этого вполне достаточно. Есть два способа получения кайфа: первый — от самого спектакля, как он проходит, от процесса творчества, второй — конкретно от приза. И это вещь опасная. Зациклился на награде — и ты находишься в состоянии уже не творческой, а личной неудовлетворенности. Самое главное, когда у тебя внутри есть чувство, что ты сработал по-максимуму. Ребята все восприняли очень нормально. Если они смогут сохранить такое качество восприятия, они будут идти верным путем, как говорил Ленин В. И. Молодые — они ведь все нормальные, портиться начинают потом… Тем более что практически все труппы подходили, выражали благодарность, говорили, что мы были лучшие. Думаю, это дорогого стоит. Я сказал нашим ребятам: "А представьте вариант, если бы вы получили приз, а поздравляли бы других. Это все-таки хуже".
Словом, Театр кукол ни на чем не зацикливается, но отказываться от тенденции ставить рекорды тоже не намеревается. У него уже есть приглашения на гастроли по США с охватом и Западного, и Восточного побережья, на фестивали в Зелену Гуру, Белград, Коста-Рику, Турцию, Сербию. "Но в Сербию, скорее всего, не поедем, там мы были в этом году. Желательно осваивать новые маршруты", — считает руководитель театра.
