Логотип

«КАЛЕЙДОСКОП ПАРАДЖАНОВА»: МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ ДУХА

В четверг в ереванском Доме-музее С. Параджанова состоялась презентация первого большого альбома работ великого кинорежиссера. Издание альбома стало возможным благодаря финансовому содействию омбудсмена РА Армена Арутюняна. На мероприятии присутствовали послы Украины и Белоруссии, друзья и близкие Сергея Параджанова.
ТВОРЧЕСТВО ПАРАДЖАНОВА никого не оставляет равнодушным, — отметил директор Дома-музея и один из авторов альбома Завен САРКИСЯН. — В чем секрет? Как сказал однажды известный мультипликатор Юрий Норштейн, Параджанов смог материализовать дух. Работы Параджанова не только как режиссера, но и как творца особого мира коллажей, кукол и графических работ остаются в центре внимания на протяжении многих лет, а его рукотворные произведения хранятся в разных уголках земного шара. Вот мы и собрали все это в одном издании.
— Сергей Параджанов — великий пример того, как, живя в условиях тоталитаризма, можно вышвырнуть его из себя. Это был самый свободный человек в самой несвободной стране, — сказал в свою очередь омбудсмен Армен Арутюнян.
Альбом "Калейдоскоп Параджанова" издан на самом высоком полиграфическом уровне. В нем представлены 182 работы Параджанова и 60 фотографий, многие из которых публикуются впервые. В альбом помещены работы автора трех периодов: дотюремный, тюремный и с 1978 и до конца жизни.
1952-1973гг. — самый ранний период творчества Параджанова. Здесь представлены рисунки, коллажи, эскизы к фильмам "Саят-Нова", "Цвет граната". С первых страниц альбома становится ясно, что Параджанов творил во многих жанрах. Здесь и живопись маслом, и рисунки разных видов — от эскизов кадров до мозаичных работ, коллажей, поп-арта. . .
Своему детству Параджаноов всегда отводил особое место. На первой ереванской выставке ему был посвящен отдельный зал, названный "Моя судьба". Эта экспозиция практически полностью воспроизводится в специальном отделе музея и нашла свое достойное место в первой части альбома.
Особое место в творчестве Параджанова занимают работы, созданные в тюрьме (1974-1977гг.). Параджанов творил в любых условиях. Когда его лишили кинокамеры, он стал создавать из подручного материала кукол, рисовать на клочках бумаги или носовом платке, составлять натюрморты из высушенных цветов, выдавливать монеты из фольговых крышек от молока. В тюрьме Параджанов узнал о смерти Пазолини. Через некоторое время были готовы рисунки, посвященные памяти друга. . . Коллаж "Оплакивание кинорежиссера" — одна из лучших работ того периода. Параджанова на нем оплакивает Католикос Всех Армян на фоне Арарата. . . "Если я погибну в изоляции, Джоконда будет меня оплакивать", — так прокомментировал Параджанов коллаж "Плачущая Джоконда", который он прислал из лагеря друзьям.
Коллажи, рисунки, куклы, шляпы, созданные режиссером после выхода из тюрьмы, можно по праву считать лучшими: "Гибель Венеции", "Богородица", "Лиля Брик", "Письмо Феллини", "День рождения Андерсена", "Цветок моей ностальгии", "Ната Вачнадзе", "Гадалка", "Эхо войны". Коллаж "Письмо Феллини", сделанный в начале 80-х годов, посвящен итальянскому режиссеру Федерико Феллини. В своем письме Феллини благодарит Параджанова за подарок — вязаные носки. Это единственное письмо от гения итальянского кино. На основе этого письма Параджанов и сделал свой коллаж, где фигурирует и Бенвенуто Челлини.
Шляпы Параджанова, как и все его работы, — не просто шляпы, а часть композиции "Шляпы памяти несыгранных ролей Нато Вачнадзе", фокус которой — объемный коллаж, посвященный грузинской актрисе, погибшей в 1953 году в зените своей славы. Говорят, что в прижизненных выставках и в первые годы работы музея эта композиция жила своей жизнью: нередко женщины завороженно останавливались перед шляпами, оказываясь вовлеченными в композицию и становясь участницами маленького спектакля, устраиваемого Параджановым. Примеряя шляпы, они играли не только несыгранные роли Нато Вачнадзе, но и несыгранные в своей жизни роли, которую мастер превращал в праздник.
В альбоме много фотографий, сделанных Завеном Саркисяном — основателем Дома-музея, профессиональным фотохудожником, автором сотен работ, вошедших в престижные отечественные и зарубежные альбомы. Вступительная статья написана другом Параджанова — этнографом, членом-корреспондентом НАН РА Левоном Абрамяном. А оформил этот прекрасный альбом художник Арутюн Самуелян. Книга выпущена на русском языке, а в течение 2008 года появится и ее английский вариант.