Логотип

НА МЕСТЕ ДВОРЦА МОЛОДЕЖИ — ПЫЛЬНЫЙ ПУСТЫРЬ

"Кукуруза" пошла по $40 за квадратный метр
В начале 2004 года собственником ереванского Дворца молодежи стало ООО "Авангард моторс". Его президент Эдуард Аветисян вначале решил реконструировать здание. Три варианта реконструкции, в которых, естественно, сохранялся внешний облик строения, предложенные архитекторами, владелец "кукурузы" (так называли это здание ереванцы) отклонил, заявив, что ему нужна гостиница с совершенно другим внешним оформлением. Владелец хотел построить "восьмое чудо света".
Подавляющее большинство архитекторов считали, что снос здания (авторы — Артур Тарханян, Грачья Погосян, Спартак Хачикян) является ошибкой и облик "кукурузы" — здания, которое в советские годы было одним из символов Еревана, необходимо сохранить. К мнению профессионалов и большинства ереванцев не прислушались, и Дворец молодежи все-таки демонтировали. Через 2 года Эдуард Аветисян предложил новый проект, который Градостроительный совет мэрии Еревана сразу же отклонил: мало того, что будущая гостиница должна была иметь не один десяток этажей (что на разломе категорически недопустимо) , так еще внешне напоминала белую ворону. А по своим масштабам и гиперболическим размерам новая гостиница никак не могла вписаться в ландшафт местности.
После этого собственник обещал в кратчайшие сроки представить новый проект. Прошло уже 2 года, но, по всей вероятности, г-н Аветисян не торопится с новым предложением, а на месте Дворца молодежи сегодня — огромный пыльный пустырь и несколько подъемных кранов.
По словам архитектора Анаит Тарханян, решение демонтировать Дворец молодежи было принято без согласия авторов проекта и их правопреемников. "Я как правопреемница авторских прав моего отца неоднократно выступала в СМИ против демонтажа здания и занималась подготовкой соответствующего судебного иска против действий собственника, — говорит А. Тарханян. — Но было бы несправедливым сваливать всю вину на нового владельца. В этом вопросе очевидно взаимодействие всех ветвей власти — исполнительной, законодательной и судебной, — направленное на осуществление демонтажа Дворца молодежи".
В октябре 2004 года правительство утвердило список исторических и культурных объектов Еревана. Дворец молодежи в одном ряду с кинотеатром "Айрарат" и Спортивно-концертным комплексом в него включены не были. Согласно закону, список был составлен уполномоченным правительственным органом — Агентством по охране памятников. Фактически по субъективному мнению руководства агентства получается, что за период 60-80-е годы прошлого века армянские архитекторы не создали ни одного достойного сохранения объекта.
"Исключение Дворца молодежи из списка позволило новому владельцу в 2005 году демонтировать высотную часть уникального здания, — продолжает А. Тарханян. — Соответствующее разрешение на снос было подписано главой общины Кентрон при согласии главного архитектора города Нарека Саркисяна. Возможно, с экономической точки зрения новый владелец поступил рационально, поскольку демонтаж и дальнейшая реализация материалов позволили ему окупить расходы по приобретению здания. Однако по отношению к национальной культуре фактически был совершен акт вандализма".
Отметим, что еще в феврале 2002 года государство в лице налоговой инспекции выступило инициатором банкротства ГЗАО "Дворец молодежи" против долга на сумму около $140 тыс.(долг образовался за счет бесплатного проживания в гостинице беженцев). При этом государство в лице Министерства культуры, по вопросам молодежи и спорта являлось владельцем 100% акций этой компании. Несмотря на то что ГЗАО "Дворец молодежи" было включено в список госпредприятий, подлежащих приватизации, правительство не воспользовалось предусмотренным в таких случаях законом правом приватизировать компанию в течение 60 дней. В январе 2003 года Хозяйственный суд принял решение о банкротстве компании, а в апреле того же года — о ее ликвидации.
По словам Анаит Тарханян, общая сумма долгов компании не превышала $800 тыс. , Министерство культуры не воспользовалось своим правом представить суду программу финансового оздоровления компании и тем самым обрекло ГЗАО "Дворец молодежи" на ликвидацию, а здание — на продажу с аукциона.
"В мае 2003 года ООО "Проперти консалт" и "Арпи" оценили стоимость здания в $1 млн 39 тыс. в среднем по цене $40 за 1 кв. м, — говорит А. Тарханян. — На основании этой оценки в январе 2004 года Хозяйственный суд утвердил прямую продажу здания за 506 млн драмов ООО "Авангард моторс", которое взяло на себя обязательство до 01. 01. 2006 года инвестировать в модернизацию здания $5 млн. Но своего инвестиционного обязательства ООО не выполнило, однако, поскольку продавец — ГЗАО "Дворец молодежи" ликвидировано, за неисполнение договора о купле-продаже недвижимости никакой ответственности у ООО "Авангард моторс" не возникло".
Более того, в июле 2006 года парламент по инициативе Министерства градостроения принял поправку к Закону об авторских правах. Согласно этой поправке, здания, не входящие в утвержденный правительством список исторических и культурных памятников, могут быть разрушены собственником без согласия авторов проекта или его правопреемников. К сожалению, Эдуард Аветисян ни разу не встречался с журналистами и не объяснял своих позиций.
А жаль. Вопросов к нему множество. Например, считает ли он, что конфликт между ним и авторами не может быть улажен? Почему в конечном счете он отказался от всех трех вариантов проекта реконструкции, предлагаемых авторами? Каким он видит облик будущей гостиницы и уверен ли, что она будет лучше прежней? Многочисленные попытки связаться по телефону с владельцем Дворца молодежи оказались безрезультатными. Секретарь отвечала корр. "ГА" одной фразой: "Шефа нет и не будет".
К сожалению, ситуация, сложившаяся с Дворцом молодежи, отнюдь не уникальна. В аналогичной ситуации оказалась, к примеру, и гостиница "Севан". Напомним, что в 2004 году уникальное здание, построенное нашим замечательным архитектором Николаем Буниатяном, было демонтировано. Его новый владелец Ваче Манукян, который еще в 1995 году приобрел это здание, обещал в кратчайшие сроки произвести ремонт и реставрацию гостиницы. Г-н Манукян слово свое не сдержал. И вот уже 4 года и на этом месте в центре столицы пыльный пустырь. Кажется, и здесь инвестор не торопится со строительством. А, собственно говоря, к чему торопиться, если законы позволяют?
Выход из создавшейся ситуации единственный. Необходимо произвести реприватизацию вышеуказанных объектов, а новым владельцам установить сроки выполнения их обязательств. А если здания или сооружения являются знаковыми (как гостиница "Севан" и Дворец молодежи) , то прежде чем их демонтировать, проводить общественные слушания.
В противном случае мы будем продолжать терять одно за другим свидетельства времени и культуры — наши замечательные творения архитектуры. Как уже потеряли кинотеатр "Давид Сасунский", гостиницу "Севан", Дворец молодежи, здание первой Академии наук. . .