Логотип

УТЕРЯННОЕ ЛИЦО

Необходимо решение, которое прекратит дилетантское вмешательство в вопросы городской застройки
Фасад — это лицо здания, определяющее его облик и стиль. Ереванские фасады до 1990-х годов отличались строгостью и особым шармом, а розовый туф создавал уникальный и запоминающийся облик нашей столицы. Градостроительный произвол, начавшийся в годы аодовского беспредела, коснулся и этой, быть может, самой уязвимой части постройки.
Однако и сегодня Ереван продолжает застраиваться с грубейшими нарушениями всех без исключения правил, включая СНиП, ПДП, проектов застройки и самих зданий. А многие фасады некогда красивых и уникальных домов изменились до неузнаваемости. Та же ситуация сложилась и с большинством новых построек — их внешний облик не имеет ничего общего с традиционной армянской архитектурой.
Проспект маршала Баграмяна
— один из самых красивых в столице. Двух- и трехэтажные особняки удивительным образом вписываются в архитектурный ансамбль застройки. Но несколько месяцев назад в начале проспекта был вырыт фундамент. Застройщик, выкупив два частных дома около здания Союза писателей, буквально впихнул туда многоэтажную коробку.
— Фасад дома настолько жуткий и непропорциональный, что порой мне кажется, что его проектировал непрофессионал, — комментирует архитектор Анаит Тарханян. — Я уже не говорю о том, что нарушен шаг застройки. У этого здания не будет ни двора, ни места для парковки автомобилей.
Поднимаемся по проспекту Баграмяна. Напротив аргентинской школы построили два 16-этажных здания. Рядом вырыт еще один глубокий фундамент, видимо, для очередной высотки.
— И здесь грубо нарушены СНиП, — продолжает А. Тарханян. — Строить такие высотные здания в Ереване вообще не рекомендуется, т. к. мы находимся в зоне повышенной сейсмоактивности. А фасады не выдерживают никакой критики. Разве это армянская архитектура? Безликие и однотипные здания абсолютно не вписываются в ландшафт местности. Такие постройки есть в каждом европейском захолустье. К тому же они закрывают прекрасный вид на Арарат. Порой кажется, что при разработке строительных чертежей автор ошибся в указании масштаба — настолько они получились несуразно большими.
Аналогичная ситуация и на Каскаде. Когда мы подошли к строящемуся Музею современного искусства, первое, что бросилось в глаза — построенное с правой стороны высотное здание. Фасад высотки настолько безобразен, что даже непрофессионалу ясно: так проектировать и строить нельзя. Это здание своим масштабом и внешним видом вносит очевидную дисгармонию в уже сложившийся градостроительный комплекс.
Проехав по улице Исаакяна, вновь свернули на проспект Баграмяна. Старшее поколение ереванцев наверняка помнит, что на перекрестке улицы Московян и проспекта Баграмяна стоял небольшой и очень красивый цветочный магазин. Новый владелец полностью изменил фасад постройки, к тому же добавил еще 2 этажа. В итоге получилась 3-этажная стеклянная кубатура.
— Новые хозяева зданий уродуют фасады, самовольно облицовывают их, — продолжает А. Тарханян. — Владельцы магазинов не всегда оформляют их в соответствии со стилем здания. Примеров много, особенно на проспектах Маштоца, Саят-Новы, улицах Туманяна и Сарьяна. Более того, зачастую на этих объектах вывешиваются рекламные щиты и плакаты, которые абсолютно не сочетаются с фасадами зданий, что создает цветовую какофонию. Хорошо, заказчик не знает и не понимает, что такое культура строительства. Но куда смотрят автор проекта, главный архитектор и художник Еревана?
Есть, однако, примеры и бережного отношения к старым постройкам. Несколько лет назад в саду Консерватории реконструировали бывший цветочный магазин.
— Это тот редкий случай, когда архитектор подошел к своей задаче профессионально. Здание покрыли гранитовыми плитами и ветровыми стеклами, причем прозрачными. Получилось очень красиво, а главное — строение вписалось в окружающий пейзаж. То же самое можно сказать о реконструированном здании бывшей мэрии Еревана, здании на улице Терьяна, построенном по проекту первой армянской женщины-архитектора А. Тер-Аветикян. Есть и новые здания, которые построены в стиле традиционной армянской архитектуры, а современные штрихи только подчеркивают их неповторимость и красоту. Это новое здание мэрии, Дом Москвы, итальянский торговый центр. Ведь можем строить хорошо, когда хотим. Необходимо наконец прекратить дилетантское вмешательство предпринимателей и коммерческих структур в решение вопросов городской застройки, — заключает А. Тарханян.
Выход из создавшейся ситуации есть: необходимо срочно принять закон, который установит обязательные требования к выполнению работ по ремонту, обновлению и изменению фасадов, влекущих за собой изменение облика зданий и сооружений. Совсем недавно такой закон был принят в столице России: мэр Москвы подписал постановление "Об улучшении фасадов зданий и сооружений, их элементов и благоустройстве территорий, прилегающих к ним". Теперь в российской столице не допускается фрагментарная покраска или облицовка участков фасада без учета его общего вида, окраски и состояния; самовольное остекление балконов и лоджий многоквартирных жилых домов независимо от их принадлежности; остекление балконов зданий, являющихся памятниками архитектуры, а также зданий исторической застройки. У нас все это пока разрешено. . .