Уникальная коллекция хранится в одной комнате на территории аэропорта
Музей истории армянской авиации был создан 30 сентября 1998 года по случаю 65-летия гражданской авиации Армении. Его могло и не быть, если бы не инициатива и энтузиазм бывшего летчика, ныне пенсионера и единственного работника этого уникального музея Размика ГАСПАРЯНА. С помощью коллег и при поддержке руководства ГУГА РА он сделал, казалось бы, невозможное – собрал по крупицам бесценные экспонаты и книги, рассказывающие о тех, кто создавал и развивал авиацию Армении. На днях корр. "ГА" побывал в музее, размещенном на территории аэропорта "Звартноц".
Официальной датой рождения армянской гражданской авиации принято считать сентябрь 1933 года, когда в Ереване была создана группа по борьбе с малярийным комаром. Однако общеизвестно, что армяне поднялись в воздух гораздо раньше. В годы I мировой войны среди авиаторов царской России было немало наших соотечественников, которые вместе с русскими авиаторами воевали с Османской империей. Об этом рассказывают фотографии и документы, бережно хранящиеся в музее.
Рядом с ними стенд, посвященный пионерам армянской авиации. Навсегда вошли в историю имена Александра Топчяна – воздухоплавателя с 1902 года, Артема Кацияна – участника первых авиационных соревнований в Германии в 1909 году, Аршака Каспарянца – летчика с 1913 года.
Сегодня, к сожалению, уже мало кто помнит имя легендарного Константина Арцеулова – одного из первых летчиков-испытателей, сумевшего теоретически обосновать и победить в небе смертельный штопор. Кстати, он внук великого Ованеса Айвазовского. Рядом фотография первого в Армении мастера по парашютным видам спорта, ныне директора музея Размика Гаспаряна. Здесь же фотодокументы и материалы о первой армянской летчице Розе Абрамян и первой парашютистке Гоар Шахсуварян.
— К 1933 году в Армении уже было 80 летчиков-воздухоплавателей, которые обучались в Германии, Франции и России, — рассказывает директор музея. — А 30 сентября 1933 года был совершен первый пассажирский авиарейс Тбилиси-Ереван.
Следующий стенд посвящен заслуженным пилотам и штурманам СССР, участникам и героям Великой Отечественной войны. Многие армянские летчики отличились в первые же дни войны. Это Саркис Айрапетов, который еще задолго до Гастелло совершил огненный таран. 24 июня 1941 года он повел девятку бомбардировщиков на уничтожение танков и механизированных колонн противника. Хотя самолет Айрапетова был поврежден, герой не бросил бой и совершил первый огненный таран на группу немецкой техники.
Благодаря замечательной книге полковника в отставке Хачатура Петросяна "В рядах советских авиаторов" мы узнаем и о других армянских летчиках, совершивших огненные и воздушные тараны. Он и собрал основную часть будущих экспонатов музея, которую передала на хранение его дочь – доктор исторических наук Эмма Петросян.
Большой интерес вызывает стенд, посвященный участнику Великой Отечественной войны, главному инженеру прославленной авиаэскадрильи "Нормандия-Неман" Сергею Агаваляну и командиру первого советского партизанского полка в департаментах Тар и Лозер Франции Александру Казаряну. За боевые заслуги Александр Казарян был награжден одиннадцатью советскими орденами и медалями, французскими и итальянскими наградами, в том числе Гарибальдийской звездой, Большой серебряной медалью почетного гражданина города Ним. Он был единственным, кто при жизни получил орден Вардана Мамиконяна.
На самом видном месте установлена мемориальная доска с именами тех, кто с 1933 года погиб при исполнении профессионального долга.
— Это наш уголок памяти, — говорит Р.Гаспарян. – Армения всегда будет помнить югославских летчиков, которые погибли около аэропорта "Звартноц" в 1988 году. На этом же стенде золотыми буквами увековечены имена 15 летчиков, погибших в годы Карабахской войны. Героям-летчикам в аэропорту "Эребуни" установлен памятник. Отдельный уголок в музее посвящен первой женщине, которая на вертолете МИ-1 поднялась на высоту более 4 тысяч метров. Это Татьяна Руссиян, летчик-испытатель вертолетов, автор пяти мировых рекордов. Мы всегда будем помнить полковника Константина Малхасяна — обладателя пяти золотых медалей за мировые рекорды высоты и скорости на самолетах Туполева.
С 1923 по 1990 год в Армении существовал аэроклуб. О его славной истории рассказывают уникальные экспонаты – фотографии, письма, архивные материалы.
— Аэроклуб готовил парашютистов, планеристов, авиамоделистов, летчиков, — продолжает свой рассказ Р.Гаспарян. – Я сам выпускник этого клуба и уже в 15 лет совершил первый прыжок с парашютом. Наши спортсмены были одними из лучших в СССР.
В самом центре комнаты установлен макет здания южного аэропорта. Его автор — бортрадист Виктор Бенклян. А неподалеку на стенде представлены вырезки из газет и журналов, рассказывающие о замечательных заслугах армянских ученых и авиаконструкторов, испытателей, создателей авиакосмических аппаратов. Мало кто знает имя человека, впервые рассчитавшего аэродинамику транспортного самолета Т-60, — это Елена Шахатуни. Она же участвовала в создании военных транспортных самолетов ЯК-3, ЯК-6, АН-14, АН-26, АН-30, "Руслан", "Мария".
Отдельный стенд посвящен всемирно известному авиаконструктору Артему Микояну и его племяннику Степану Микояну. Оба они — Герои Советского Союза. Увидели мы и большой портрет Кирка Кркоряна, что было для нас неожиданностью. Оказывается, наш замечательный соотечественник — летчик с 25-летним стажем.
После осмотра коллекции стало ясно, что Музей авиации — один из лучших музеев Армении. К сожалению, сегодня он испытывает множество проблем. Одна из них – финансовая.
— Мы понимаем, что у государства не хватает средств, чтобы выделить их на оборудование музея. Для его полного обустройства нам необходимо 1,5 млн драмов. В конце концов, здесь собрана вся замечательная история армянской авиации. Неужели нам никто не поможет? Специальный, открытый с этой целью счет в Ардшининвестбанке сегодня фактически пуст. Конечно, нам очень помогает начальник ГУГА Артем Мовсисян. Но этого недостаточно, — заключил Размик Гаспарян.
И еще. Как мы уже сказали, музей находится на территории аэропорта "Звартноц", в зоне, куда посторонним вход воспрещен, практически в одной комнате. Это недопустимо. Авиаторы и работники аэропорта и так прекрасно знают свою историю. А как же общественность и гости Армении? Что, для каждого желающего заказывать пропуск? Музей для того и музей, чтобы быть доступным всем. Давно пора подумать о том, чтобы выделить музею соответствующее помещение — и не на территории аэропорта, а в черте города.