Логотип

ЧЕМ ШАХМАТИСТ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ПОЛИТИКОВ

Сколько процентов в 100 процентах? Глупый, конечно, вопрос. . . Хотя с какой стороны посмотреть. Если со стороны оппозиционной, то вопрос, как ни странно, оказывается самым что ни на есть актуальным.
АОД РАССЧИТЫВАЕТ ПОЛУЧИТЬ НА ПРЕДСТОЯЩИХ ВЫБОРАХ
от 15 до 20% голосов избирателей. Об этом было заявлено на последнем съезде партии устами ее лидеров. Правда, с одной обязательной оговоркой: "Если выборы будут справедливыми". Замечательно.
Но есть одна незадача. Оказывается, партия "Наследие" Раффи Ованнисяна рассчитывает ни больше ни меньше на победу на выборах по пропорциональной системе. Если выборы, конечно, будут справедливыми. Тоже замечательно.
Одна незадача. "Оринац еркир" тоже рассчитывает на победу на выборах, если выборы будут справедливыми. Все бы хорошо, но если выборы будут справедливыми, уверены в своей победе также Арташес Гегамян и Степан Демирчян.
Партия "ЖУК" Манука Гаспаряна рассчитывает набрать не менее 8% на предстоящих выборах. Несколько скромно, но тоже красиво. Приблизительно с таким же оптимизмом смотрят в будущее и "Новые времена" вместе с Арамом Карапетяном. Ах, чуть не забыли — если выборы, конечно, будут справедливыми.
Так сколько процентов в ста процентах? Если выборы, конечно, будут справедливыми?
Маленькое лирическое отступление. В свое время, при полном доминировании советской шахматной школы, было на Западе два хороших шахматиста: американец Роберт Фишер, ставший впоследствии чемпионом мира, и датчанин Бент Ларсен. Последний был человеком очень самоуверенным, но с чувством юмора, а потому журналисты его любили и всячески доставали разными вопросами. Как-то Ларсена спросили, кто, по его мнению, является сильнейшим шахматистом на Западе? "Конечно же Ларсен", — не задумываясь ответил датчанин, но тут же добавил: "Однако вся проблема в том, что Фишер так не думает".
ВСЯ ПРОБЛЕМА НАШИХ ОППОЗИЦИОННЫХ ПОЛИТИКОВ в том, что, будучи такими же самоуверенными, как Бент Ларсен, с чувством юмора у них плоховато, планы свои амбициозные они озвучивают вполне серьезно, и их нисколько не интересует не только то, что думают по этому поводу, скажем, АРФ "Дашнакцутюн", РПА или "Баргавач Айастан", но и что думают по этому поводу простые смертные избиратели.
Хотя на самом деле очевидно, что вышеприведенные амбициозные планы также далеки от истинного положения дел, как в свое время далеки были от народа разбудившие Герцена декабристы. Причем эти прогнозы далеки от реальности настолько, что в данном контексте даже не важно, будут ли выборы справедливыми или нет: прогнозы эти несбыточны при любой политической погоде. И немалую роль в этом играет разобщенность амбициозных политических лидеров оппозиции.
Правда, оппоненты порой возражают, что вот провластные партии также идут на выборы отдельными списками. Но тут есть очевидная существенная разница. У провластных сил более или менее понятно, на какой электорат будет опираться в ходе предвыборной кампании РПА, на какой — "Баргавач Айастан", а на какой — АРФД. Если эти электораты и пересекаются, то не сильно.
А может кто-то объяснить, чем отличается электорат АОД от электората "Импичмента" или "Республики"? Очень сомнительно. . . Таким образом получается, что, если лояльные к действующей власти партии будут набирать свои голоса, оппозиционные партии будут в это же время отбирать эти голоса друг у друга, выполняя функцию пресловутых заложенных друг под друга мин. . . Конечно, не исключено, что некоторые оппозиционные партии в ходе кампании все-таки одумаются и, может быть, пойдут на такой шаг, как отзыв своих партийных списков, но, учитывая известную всем амбициозность наших политиков, очень маловероятно, чтобы это явление носило массовый характер.
ЗАНЯТНАЯ, ПОЛУЧАЕТСЯ, СИТУАЦИЯ. Выходит, что все упомянутые оппозиционные партии после выборов обязательно должны заявить, мол, выборы были несправедливыми. Иначе объяснить, почему не сбылись их прогнозы, им покажется недостойным. Не будут же обанкротившиеся партийные боссы признавать, что предел их мечтаний — пресловутые 5% или хотя бы 1% (дабы партия не оказалась под угрозой роспуска в соответствии с избирательным законодательством) ? Не могут же они сказать, что просто врали своим избирателям либо не в состоянии адекватно оценивать реальное положение дел? Ведь как первое, так и второе признание равноценно харакири для любой политической силы.
Вот и получается очередной своеобразный отечественный парадокс: несправедливые выборы на самом деле выгодны только упомянутым партиям; несправедливые выборы, как воздух, нужны прежде всего наиболее обанкротившейся за прошедшие годы части нашей амбициозной оппозиции.