Логотип

«ИНТЕРЕСАМ ТЕАТРАЛЬНОГО СОЮЗА НИЧТО НЕ ГРОЗИТ»

— Акоп Ервандович, что нового в ближайших планах СТД?
— В начале лета в Ереване по нашей инициативе пройдет конгресс Международной ассоциации театральных критиков. С президентом ассоциации Юнь-Чол Кимом – он из Северной Кореи – я познакомился в ноябре прошлого года в Тбилиси на международном фестивале. Это организация в составе ЮНЕСКО, и в моем присутствии зашел разговор о том, что они решают, в какой стране проводить очередной конгресс. Я предложил Армению и, как видите, настоял на своем. Так что с 14 по 20 июня в Ереване будут находиться более шестидесяти специалистов по театру из тридцати двух стран Европы, из Америки, Японии, Кореи, Австралии. Мне кажется, трудно приуменьшить значение этой акции. В последнее время мы много рассуждаем о конвертируемости или неконвертируемости нашего театра на международном театральном рынке. Настало время наконец определить для себя, как нас, наш театр воспринимают в мире. Мы выдвинули перед конгрессом следующие условия: в дни пребывания в Ереване они будут смотреть по два спектакля в день. Мы уже поставили в известность театры. Большие спектакли будут играться, как всегда, камерные антрепризные спектакли будут назначаться в удобное для гостей время, чтобы не мешать их заседаниям. На конгрессе будет специальный доклад об истории и дне сегодняшнем армянского театра. Мы договорились, что по возвращении домой участники опубликуют свои впечатления об увиденном в своих изданиях. СТД берется собрать эти эссе и рецензии воедино и опубликовать отдельной книгой. Среди участников конгресса очень много именитых критиков, входящих в борды авторитетнейших международных фестивалей. Так что их присутствие на наших спектаклях станет своеобразным армянским шоу-кейсом – в дальнейшем они могут рекомендовать наши спектакли различным фестивалям. Думаю, это очень перспективная возможность не просто показать тебя, но завязать серьезные контакты.

— А как обстоят дела с фестивалем Шекспировским, который наш зритель уже успел полюбить?
— Это действительно фестиваль, который состоялся. Особенно в последние три года нам удавалось показать ереванскому зрителю спектакли, художественную ценность которых невозможно поставить под сомнение, привозить по-настоящему больших артистов – Стуруа, Ирину Брук, Калягина, Симонова, таких звезд, как Хабенский, Пореченков, Трухин. Это реально фестиваль, спектакли которого собирает аншлаговые залы. То есть на них ходит не только чисто театральная публика, но и зритель, который особой привычки смотреть спектакли не имеет, а значит, он к ним приобщается, воспитывается, кстати, на эталонных примерах. Правда, фестиваль обходится не дешево. В этом году мы уже получили согласие на приезд в Ереван самого Питера Брука. Есть замечательные спектакли из Польши, Латвии, Италии, России, Индии. И, увы, пока нет бюджета. Правда, есть большая надежда – спикер Национального Собрания господин Абрамян, который уже дважды помог нам в наших начинаниях, обещал, что сделает все возможное, чтобы фестиваль состоялся. Надеюсь, Овик Аргамович сдержит свое обещание.

— Пока вы готовили международные акции, в прессе появилось известие, что Акоп Казанчян продал здание Союза театральных деятелей за $5 млн…
— Простите, но, как говорил персонаж известной пьесы, иногда устаешь от человеческой подлости и глупости. Здание союза – это что, пачка сигарет или моя личная квартира, чтобы вот так ее продать! Неужели человек, обладающий такой суммой, может быть так наивен, чтобы не знать: без согласия съезда, то есть всех членов союза, это невозможно! Ни для кого не секрет, что здания творческих союзов торчат бревном в глазу у многих. Только за два года и три месяца моего председательствования поступало с десяток предложений о продаже, и они отвергались моментально. На сей раз речь шла об обмене, и обмене реально для союза выгодном – в этом может убедиться любой желающий. Поэтому я счел невозможным принимать решение единолично, повторяю, это не моя личная квартира, а моя главная обязанность — блюсти интересы союза… Поэтому пригласил нескольких худруков и директоров театров, которые более финансисты, чем я, чтобы они рассмотрели предложение. Секрета из этого не делал, никаких подковерных игр не вел. В случае если бы они нашли, что вариант стоит рассматривать, было бы созвано правление и так далее. И вдруг эта статья. Причем все гадости и клеветнические измышления о людях театра и творческих союзах вообще всегда принадлежат одному и тому же автору, который, говорят, числится в советниках Министерства культуры. Существует же какая то журналистская этика! Неужели, когда речь идет о столь серьезном обвинении, редактор не требует какого-то фактического подтверждения таким инсинуациям! По крайней мере заявляю с полной ответственностью – на сей раз эта попытка дискредитации союза и внесения раскола в ряды его членов, которая, слава богу, не удалась, не останется безнаказанной. Точно так же, как и то, что, пока Акоп Казанчян является председателем СТД, интересам союза ничто не грозит.