Логотип

БУЛЬДОЗЕРОМ

* Чья злая воля по своему усмотрению изымает из списка памятников, охраняемых государством, страницы истории нашей культуры?

* Архитекторы из ереванской мэрии не способны ставить перед собой задачу профессионально, т.е. решать столичные проблемы, не нанося очевидного вреда истории и культуре города.

Дома Рафо больше нет

Буквально за сутки он был стерт с лица земли

Дом, где жил выдающийся архитектор, один из самых любимых созидателей Армении, Рафо Исраелян, размещался на улице Сарьяна и был выстроен самим мастером в 1954 году. Все орнаменты на фасаде уютного 2-этажного дома были выбиты его руками. На этом месте решено построить 5-этажный гостиничный комплекс.

Как только стало известно о сносе здания, в социальной сети Facebook появилась страница "SOS! Сохраним дом Исраеляна". По словам организатора акции — искусствоведа Ануш Аветян, буквально за несколько часов письма с требованием остановить вандализм отправили более 300 человек. С аналогичным призывом сообщения отправились и на сайт мэрии Еревана.

"В ВОСКРЕСЕНЬЕ, КОГДА МЫ ПРИШЛИ К ДОМУ ЗОДЧЕГО, ТАМ УЖЕ РАБОТАЛА ТЯЖЕЛАЯ ТЕХНИКА, а собравшиеся не скрывали своего возмущения, — рассказала А.Аветян. — Юридически придраться к ситуации невозможно. Дело в том, что в 2007 году сын Рафо Исраеляна Ваагн продал это здание, а нынешний владелец решил разрушить его и построить новое сооружение".

А вот что сообщил нам внук архитектора Тигран Ганалян:

"После смерти деда это здание было внесено в список памятников, охраняемых государством. Позже без каких-либо объяснений его оттуда изъяли. Мы не раз обращались в различные инстанции с просьбой восстановить его в списке, но тщетно. И вот результат".

Когда корр. "ГА" подошел к известному адресу, на участке вместо дома Рафо Исраеляна уже лежали груды строительного мусора, огромный пустырь венчала вывеска с проектом будущей гостиницы. Кстати, улица, на которой с 1936 года жил Рафо, согласно проекту Александра Таманяна, виделась армянским Монмартром. На ней жил и работал Мартирос Сарьян, по соседству находилась мастерская Тачата Хачванкяна, далее шли дома архитектора Вараздата Арутюняна, художников Ара Саркисяна, Акопа Коджояна. Это фактически был художественный квартал, где все дышало культурой, квартал, еще не раздавленный уродливыми новоделами из убогой кастрюли архитектурных властей столицы. Сейчас мы теряем и его.

"Удивительно, мы создаем очаги тех великих армян, которые не были ереванцами: Арам Хачатурян, Сергей Параджанов, Шарль Азнавур. Виртуальные очаги. А очаг, который существовал на протяжении десятилетий, уничтожаем. Осуществляя продажу, наследники великого Рафо наверняка имели на то веские основания и закон не нарушили. И тем не менее разорение культурного очага на их совести. Как было бы хорошо, если бы в этом уютном домике был создан музей. Рафо достоин этого. Продан — значит разорен и наверняка будет разрушен. Ведь для чего новому владельцу сохранять то, что не было дорого прямым наследникам архитектора?!" Это отрывок из письма архитектора Карена Бальяна, которое в прошлом году было напечатано на страницах нашей газеты. К сожалению, оно стало пророческим.

В ГРУДАХ МУСОРА СКОРБНО СВЕТЯТСЯ ОСКОЛКИ КАМНЕЙ, ГДЕ РУКОЙ МАСТЕРА выбиты удивительно красивые армянские орнаменты. Ануш Аветян сообщила нам, что инициативная группа попытается их спасти.

"Мы постараемся все это собрать и сохранить. И, если когда-нибудь будет создан музей Рафо Исраеляна, мы передадим эти реликвии туда".

Если все продолжится в том же духе, то можно не сомневаться, что в будущем разрушат и дома Вараздата Арутюняна, Ара Саркисяна, Акопа Коджояна. Ведь, как нам стало известно, по замыслу главного архитектора Еревана Нарека Саркисяна рядом с этими домами планируется построить дорогу к церкви Зоравор. По словам Ануш Аветян, инициативная группа все эти дни пыталась получить какой-либо комментарий у Нарека Саркисяна, но его телефоны не отвечали. Не получили они вразумительного ответа и в Министерстве культуры. В лучшем случае им говорили: "Закон не нарушен. Новый собственник вправе делать то, что ему захочется".

В этой ситуации, конечно же, винить нового владельца дома было бы неправильно. Ну не понимает или, быть может, даже и не знает о великом вкладе Рафо Исраеляна в развитие архитектуры и культуры Армении! В конечном итоге не удалось выяснить, кто вычеркнул дом Рафо из списка памятников, охраняемых государством, а также почему архитекторы из мэрии для решения столичных проблем рубят историческую застройку, не утруждая себя поиском профессиональных решений, удовлетворяющих и развитие города, и сохранение исторической архитектурно-художественной среды.

В 2008 году мы отметили 100-летие Рафо Исраеляна. Были организованы вечер памяти, выставка, издан альбом его работ, снят документальный фильм, а сегодня, спустя три года, мы позволили разрушить дом, в стенах которого творилась история армянской архитектуры, где создавались те шедевры, которыми мы гордимся и которые украшают не только нашу страну.

А закончить этот материал хотелось бы комментарием доктора архитектуры Мариетты Гаспарян:

"ДО ТЕХ ПОР ПОКА ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ВНУТРИ СТРАНЫ НАЦЕЛЕНА исключительно на "будущее", которое в чиновничьих кругах видится единственно на чистом бланке, без каких-либо "помарок" в виде "старых домов", пока все драгоценнейшее культурное материальное наследие прошлого не уничтожим, мы будем возвращаться к подобным проблемам. Архитектура — средоточие и хранительница священного влияния (воспоминания), мы не можем без нее сохранять память, сказал один великий англичанин. Сегодня вся строительная деятельность в Ереване целенаправленно уничтожает народную память, самоуважение человека, любовь сына к отцу, почитание предков, духовную среду, красоту и колорит ереванских улиц. Может быть, для великого Рафо Исраеляна когда-нибудь организуют музей в одном из холодных помещений новостроек, но придет ли время, когда менталитет чиновников впишет в свой лексикон понятие этики и осознает разницу между летописью и рассказывающим живую историю камнем, между залом в анфиладе музея и домом-музеем? Домом, хранящим теплоту и величие ушедшего гения".