Так уж повелось, что самый почетный период жизни мемориальной доски — это ее открытие. Собираются первые лица города, а то и республики, произносят торжественные речи, затем с доски срывают простыню. После этого начинается проза жизни. Обслуживание мемориальных досок — работа рутинная, политических дивидендов принести не может, и поэтому многие из них сегодня в столице находятся в плачевном состоянии. А бывают случаи, когда новые владельцы здания или учреждения попросту сдвигают или даже вообще убирают их.
НЕДАВНО "ГА" ОПУБЛИКОВАЛ ПИСЬМО АРА ЗАРЯНА, в котором, в частности, говорится:
"27 августа 2009 года на стене дома по улице Абовяна, 17 открылась мемориальная доска в честь моего отца — архитектора Армена Заряна, и моего деда — писателя Костана Заряна.
В нынешнем августе я приехал в Армению и обнаружил, что стена здания (магазина), где установлена мемориальная доска, продвинута вперед. При этом камень при перемещении по углам повредили и установили на другом, блестящем гранитном фоне, фактически исказив весь замысел. Можно ли так варварски обращаться с памятью людей, столь много сделавших для нации? Понесут ли наказание те, кто продемонстрировал подобное обращение со святынями? Я имею в виду и чиновников. Интересно, охраняются ли вообще по закону мемориальные доски на улицах Еревана?"
На днях в редакцию позвонила архитектор Иза Чолахян, которая также выразила беспокойство по поводу состояния мемориальных досок Еревана. Отметим, что Иза Гургеновна является автором более 50 мемориальных досок, в том числе архитекторам Николаю Буниатяну, Самвелу Сафаряну, Григору Агабабяну, художникам Арутюну Галенцу, Тачату Хачванкяну, Ара Бекаряну, актерам Рачия Нерсисяну, Гургену Джанибекяну, певцу Шара Тальяну в Ереване, поэту Ованесу Туманяну и маршалу Баграмяну в Москве.
"Мало того что многие мемориальные доски из-за плохого ухода пришли в негодность, так некоторые из них уже даже не напоминают свой изначальный вид, — говорит И.Чолахян. — А существовавшая на здании, где когда-то располагался кинотеатр "Пионер", мемориальная доска нашему замечательному хормейстеру Араму Тер-Ованесяну попросту исчезла. И никому до этого дела нет. Кто, в конце концов, должен за этим следить, кто должен ухаживать за ними? Так мы храним память о наших великих?"
По словам архитектора, сегодня очень трудно получить разрешение на установление мемориальных досок.
"Есть мнение, что они вообще не нужны, мол, город превращается в мемориал. Это в корне неверно. Это общепринятое воздание памяти во всем мире. С какой стати мы должны отказаться от этой практики? К примеру, я с большим трудом добилась разрешения повесить мемориальную доску народному художнику СССР Мариам Асламазян на улице Абовяна, где когда-то жила мастер. А вот для увековечения памяти Павла Лисициана до сих пор разрешения нет, хотя все-таки мы доску повесили. Что, они недостойны этого?! И Асламазян, и Лисициан — всемирно известные личности", — отмечает И.Чолахян.
А ВОТ КАК ПРОКОММЕНТИРОВАЛ СИТУАЦИЮ НАЧАЛЬНИК ОРГАНИЗАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ МЭРИИ ЕРЕВАНА ГАГИК БАГДАСАРЯН.
По его словам, на сегодняшний день в Ереване официально установлено 330 мемориальных досок, хотя их реальное количество больше, потому что многие вывешены без разрешения городских властей.
"Раньше разрешения давал городской совет с представления творческих союзов или общественных организаций, — объясняет Багдасарян. — Ситуация изменилась в 2009 году, когда Еревану был присвоен статус общины. Теперь подобные вопросы решает Совет старейшин. До этого, также с представления творческих союзов, партий или общественных организаций, постоянная комиссия по культуре и образованию Совета старейшин составляет список, который и утверждается советом. Только после этого к делу подключаются архитекторы и дизайнеры.
Сегодня в мэрию представлено 73 заявления. Хотя мы руководствуемся постановлением правительства N551 от 1999 года, где четко определены критерии, мэрия внесла со своей стороны некоторые ограничения. В частности, чтобы установить мемориальную доску в честь известной личности, нужно, чтобы прошло 3 года со дня смерти этого человека. Конечно, бывают и исключения, но в целом мы стараемся придерживаться именно этого срока".
По словам Гагика Багдасаряна, есть здания, где жили несколько известных личностей, и установить на их фасаде несколько досок сложно.
"На фасаде дома по адресу Абовяна, 32 размещены 10 мемориальных досок. Там жили известные актеры, деятели науки и культуры, — продолжает Г.Багдасарян. — Или дом на Киевян, 7, где проживали многие известные люди, репрессированные в сталинские годы. В их числе Алазан, Норенц, Гурген Маари. В свое время рассматривался вариант установки на подобных зданиях одной мемориальной доски с именами всех. Но из этого ничего не вышло. Что касается охраны уже установленных досок, то это прерогатива кондоминиумов. Памятные доски, установленные на стенах частных организаций, должны поддерживаться в достойном состоянии их владельцами. Жильцы домов, где установлены мемориальные доски, должны следить за их состоянием и вовремя обращаться в кондоминиум, если что-то не так".
Отношение к мемориальным доскам и памятникам — это отражение культурного уровня общества, его зрелости. В этом смысле те, кто занимается вандализмом, и те, кто игнорирует свои обязанности по сохранению памятников в надлежащем виде, одинаково не уважают свою историю. Известно: если выстрелить в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки.