Победно начался для нашей страны очередной спортивный сезон. И снова порадовали шахматисты. Успехи Левона Ароняна и Габриела Саркисяна в голландском Вейк-ан-Зее в очередной раз наполнил сердца армянских болельщиков радостью и оптимизмом.
Особенно порадовал лидер нашей национальной команды. Левон провел блестящий турнир, не потерпев ни одного поражения в компании сильнейших гроссмейстеров мира. Дележ первого места с Веселином Топаловым и Теймуром Раджабовым значительно улучшил положение армянского шахматиста в мировой табели о рангах и показал, что Левон реально является одним из будущих претендентов на мировую корону. Корреспондент "ГА" связался с Ароняном сразу по окончании голландского супертурнира.
— Левон, от имени редакции и наших читателей поздравляем тебя с прекрасной победой. Как игралось?
— Спасибо. С самого начала игра у меня пошла. Турнир с довольно длинной дистанцией прошел как-то на удивление скоротечно. Возможно, это объясняется тем, что из-за некоторых погрешностей в дебютной подготовке я загубил пару белых цветов и, рано заканчивая борьбу, имел время на дополнительный отдых.
— Какая из партий оказалась самой трудной?
— Встречи с Анандом и ван Вели заставили меня напрячься на некоторых отрезках игры. Ананд применил достаточно ядовитую новинку в излюбленном мной варианте Маршалла, и, признаться, я так до конца и не знал, ведется ли вся игра по заготовке соперника или же мне удалось сойти с проторенных Вишванатаном домашних тропинок. Как оказалось, практически все было проанализировано заранее, но, как признался после Ананд, он немного небрежно отнесся к анализу, что позволило мне ускользнуть. Что касается партии с ван Вели, я просто зевнул в одном из вариантов фигуру. Лишь из-за того, что для голландца подобное развитие событий было неожиданным, мне удалось устроить ему элементарную ловушку и спасти пол-очка. Кажется, это единственная партия в турнире, где я действительно рисковал проиграть.
— Вероятно, поединок с ван Вели самый неудачный?
— Особенно недоволен партией с Карлсеном. Получив по дебюту знакомую позицию, я умудрился за пару ходов свести все преимущество на нет. Встречу с Крамником тоже не могу занести себе в актив. Наверное, надо более вдумчиво играть, особенно когда доволен итогами дебюта.
— В Вейк-ан-Зее предусмотрены дополнительные показатели при определении победителя или происходит дележ призовых мест?
— Будучи незнакомым с историей турниров в Вейк-ан-Зее, могу лишь заверить, что и в прошлом году дополнительные коэффициенты не учитывались и места делились. В этом году та же история.(Тем не менее главный приз — механистическую "лапу" — эмблему турнира организаторы соревнований вручили Ароняну, пообещав изготовить для Раджабова и Топалова копии оригинала. Согласно же коэффициенту Бергера, который в Вейк-ан-Зее не учитывают, армянский гроссмейстер стал первым. — "ГА".)
— Когда предстоит следующий турнирный старт?
— 9 февраля улетаю в Мексику, где буду участвовать в традиционном турнире Морелия-Линарес. Затем выступлю в занимательном соревновании в Монако (участники играют друг с другом по две партии — в быстрые шахматы и вслепую. — "ГА") , которое ежегодно организует большой друг шахмат господин ван Остэрем.
— Как оцениваешь выступления в турнире "В" твоего друга и секунданта Габриела?
— Учитывая не совсем удачный старт, думаю, результат Габриела вполне удовлетворителен. Главное, что в творческом смысле все было на высоте, в чем рекомендую убедиться нашим любителям шахмат. Пусть посмотрят партии, выигранные Габриелом в прекрасном стиле у именитых гроссмейстеров.
— Твое мнение о ситуации вокруг возможного матч-реванша Крамник — Топалов?
— Не желая вступать в шахматную политику, хочу заметить, что любая встреча двух сильных гроссмейстеров будет для меня интересна в творческом плане.
По завершении супертурнира в Вейк-ан-Зее его итоги прокомментировали двое сильнейших на сегодняшний день шахматистов планеты.
АБСОЛЮТНЫЙ ЧЕМПИОН МИРА ПО ШАХМАТАМ ВЛАДИМИР КРАМНИК, который удовлетворился лишь четвертым местом на турнире, в интервью "Спорт-Экспрессу" заявил, что по подготовке Топалов сейчас, безусловно, впереди всех в мире. "Я не знаю, то ли он сам много работает, то ли на него бригада какая-то работает, то ли еще что-то, но по дебютной оснащенности он — лучший в мире. Ведь большинство своих побед здесь он одержал за счет того, что его соперники попадались на очень сильные новинки. А в целом его игра не произвела на меня особого впечатления", — добавил Крамник.
На вопрос, кто из участников турнира больше всего понравился, Крамник ответил: "Раджабов реально усилился. Я давно не играл с ним и сейчас почувствовал, что он очень вырос как шахматист. Играет в силу рейтинга 2750, который, наверное, у него и будет. Думаю, он сейчас входит в число пяти — семи сильнейших в мире. Что касается Ароняна, он всегда был сильным шахматистом".
ЭКС-ЧЕМПИОН МИРА БОЛГАРИН ВЕСЕЛИН ТОПАЛОВ, который по итогам супертурнира в Голландии встал на пьедестал наряду с Ароняном и Раджабовым, в интервью тому же "Спорт-Экспрессу" сказал, что будущее шахмат за армянским и азербайджанским гроссмейстерами. "Раджабов — один из самых сильных гроссмейстеров мира. Его дарование — чисто южное, каспаровского направления. Учитывая его молодость, фантастическую энергию, мотивированность, блестящую игру в партиях с коротким контролем и блиц, думаю, он будет особенно опасен в соревнованиях с контролем ФИДЕ. Об Ароняне скажу примерно то же самое. Им принадлежит будущее шахмат".
А вот мнение экс-чемпиона мира по версии ФИДЕ гроссмейстера Александра ХАЛИФМАНА: "Аронян по Бергеру — победитель турнира. В Вейк-ан-Зее (коэффициент) Бергера не считают и правильно, на мой взгляд, делают. По ряду ощущений Левон еще и победитель турнира по такому нестандартному показателю, как очки/энергозатраты (вторым в этой номинации, наверное, стал бы Крамник). Левон прошелся по турнирной дистанции вальяжно, вразвалочку и, не прилагая сверхусилий, разделил первое место. А если бы выиграл в предпоследнем туре абсолютно выигранный эндшпиль против Широва, то мог бы и. . . Интересно все же будет посмотреть, как он может играть на полную выкладку. Или просто не может? Ближайшее будущее покажет. Истинный потенциал Ароняна все еще остается загадкой. Тем весомее его очередной успех".