Логотип

Тренажеры, опередившие время

В середине XIX века молодой выпускник медицинского факультета Упсальского университета Густав Цандер (1835-1920) занимался физкультурой по системе своего знаменитого соотечественника Линга — основателя первого гимнастического института в Стокгольме.
ВАЖНОЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ЛИНГА
занимали упражнения с партнером или инструктором — гимнастика противодействия. Г. Цандер справедливо считал, что эта гимнастика всецело зависит от методиста и поэтому трудно ожидать от него точной дозировки сопротивления. В 1857 году он разработал специальные аппараты, которые давали возможность точно дозировать упражнения для определенных групп мышц. Таким образом, Цандер стал основоположником врачебной механотерапии (шведский изобретатель так назвал свой метод). Механотерапия как одна из форм лечебной физкультуры по сей день применяется в комплексных программах курортного лечения многих заболеваний наряду с другими методами медицинской реабилитации.
По принципу использования аппараты механотерапии, придуманные шведским изобретателем, можно разделить на две группы: пассивные и активные. Пассивные приводятся в действие от внешнего источника энергии, активные требуют мускульных усилий от работающего на них человека. Аппараты Цандера можно считать прародителями современных "качалок", но только отчасти. С конца XX века культ тела стал важнее здоровья. В результате эволюция тренажерной индустрии пошла другим путем, и то "железо", которое сейчас можно увидеть в спортзалах, с оздоровительными тренажерами начала XX века почти ничего общего не имеет.
МЕХАНИЧЕСКИЕ АППАРАТЫ ЦАНДЕРА быстро получили распространение по всему миру, большей частью на курортах Европы (особенно в России) и Америки. Упражнения, выполняемые с помощью аппаратов Цандера, улучшали деятельность сердечно-сосудистой системы, стимулировали процессы пищеварения и обмена веществ, укрепляли мышечную систему, разрабатывали позвоночник и суставы, ускоряли восстановление травмированных мышц. Швед также сконструировал аппараты, выполняющие различные приемы массажа и лечения сколиоза. Всего Густав Цандер создал около 70 различных аппаратов. Некоторые из них можно увидеть в Национальном парке штата Арканзас, в музее одного из самых известных курортов Америки Хот-Спрингс, 36 аппаратов выставлены в Музее техники в Стокгольме, но только в Цандеровском институте в Ессентуках "прадедушки" современных тренажеров не только радуют глаз лаконичным дизайном начала XX века, но и помогают восстановить здоровье. Там до сих пор функционирует старинный тренажерный зал с аппаратами 1902 года. При помощи механизмов, разработанных полтора столетия назад, люди лечатся от артрита, радикулита, гастрита, сколиоза и бронхиальной астмы, болезней нервной системы и кровообращения.
Как сообщает dp. ru, в зале сохранилось 64 цандеровских аппарата. "Детища" шведского изобретателя изготовлены из металла, дерева, натуральной кожи. Часть из них повторяет обычные для того времени виды активного отдыха — к примеру, для позвоночника полезны тренажеры "верховой езды" — "верблюд" и "конь". "Конь" идет рысью, а вот "верблюда" изрядно шатает — тренажер задает вращение, чтобы позвоночник разрабатывался в области поясницы. "Верблюд" с "лошадью" — это так называемые пассивные тренажеры, которые работают от электромотора. А вот "лодка" и "насос", как следует из названия, активные. На них пациенту приходится "грести" и "качать" самостоятельно. Грохот в старинном тренажерном зале стоит такой же, как и в современном. Только вместо звука падающего груза можно услышать скорее звук вибрирующего металла и гудение электромотора. Это современный вариант, а в начале XX века в подвале задавала тон паровая машина.
Артур Джоунз, совершивший революцию в фитнесе в начале 70-х годов XX века, первые тренажеры придумал для себя. Конкуренты обвинили его в плагиате, поскольку тренажеры "Наутилус" и "MedX", появившиеся в спортивных залах и реабилитационных центрах по всему миру, во многом копировали принципы тренажеров Цандера, построенных на 100 лет раньше. "Если бы я знал о работах Цандера, это сэкономило бы мне немало времени, потому что этот человек был гением. Его единственная проблема заключалась в том, что он жил примерно на столетие впереди своего поколения", — отметил Артур Джоунз.