Логотип

Габриел Саркисян: «Командные соревнования — большая ответственность»

После того как Федерация спортивных журналистов Армении подвела итоги традиционного опроса представителей спортивных СМИ, стало известно имя лучшего спортсмена Армении 2008 года. На этот раз почетного звания удостоился гроссмейстер Габриел Саркисян.

В ЭТОМ ГОДУ СПИСОК ПРЕТЕНДЕНТОВ БЫЛ ШИРОК КАК НИКОГДА. Однако думается, что журналисты выбрали действительно лучшего. Габи, как его ласково называют друзья и родные, своей фантастической игрой стал одним из главных творцов олимпийского триумфа нашей сборной. Он не просто показал лучший результат. Армянский народ подарил миру немало прекрасных шахматистов (Тигран Петросян, Рафаел Ваганян, Гарри Каспаров, Левон Аронян, Владимир Акопян), но никогда ни один из них не признавался лучшим игроком Всемирной шахматной олимпиады. Успех Габриела тем весомей, что на этот раз, по сравнению с туринской Олимпиадой, он выступал не на четвертой, а на третьей доске и ему противостояли более сильные соперники.

Габриел очень талантливый гроссмейстер. Однако каждый год ожидаемый вход нашего шахматиста в ряды высшей шахматной элиты по каким-то причинам откладывается.  Будем надеяться, что нынешний успех послужит своеобразным трамплином для молодого чемпиона. Предлагаем вниманию читателей "ГА" традиционное интервью с лучшим спортсменом республики.

— Габи, твои турнирные результаты перед Дрезденом не внушали особого оптимизма. Почему именно на олимпиадах ты преображаешься и начинаешь показывать столь мощную игру?

— В командных соревнованиях, особенно на Олимпиаде, возрастает ответственность, поэтому я более тщательно готовлюсь к игре, выкладываюсь в каждой партии до конца. Пришло время многое переосмыслить. После ОИ-2006 в Турине я позволил себе очень долгий отдых. Отныне буду уделять шахматам больше времени, чем раньше. Несколько дней назад я вернулся из Джермука, где вместе с Грантом Мелкумяном мы провели тренировочный сбор. Также я решил больше участвовать в соревнованиях, чтобы не выпадать из игрового ритма. Цели намечены — осталось их осуществить.

— Твоя лучшая партия на Олимпиаде?

— Поединок с голландцем Стеллвагеном. Удалось одержать чистую победу, без ляпов. Очень напряженно складывалась важная партия с российским гроссмейстером Грищуком. Вместе с Арманом Пашикяном и Грантом Мелкумяном мы подготовили вариант, связанный с жертвой фигуры. Согласно нашему анализу, большое преимущество белым не светило. Зато завязывалась очень интересная обоюдоострая игра, и сопернику за доской было бы нелегко разобраться с осложнениями. К моему удивлению, после партии Грищук сказал, что был хорошо знаком с данным вариантом. Сам поединок проходил в упорной борьбе с обоюдными ошибками. В итоге мне удалось принести в командную копилку победное очко. Матч со сборной России вообще выдался очень тяжелым. В один момент мы даже "стояли" на 1:3, но все закончилось благополучно.  

— Поддержка президента РА сыграла решающую роль?

— Да. Скажу больше. Если бы Серж Азатович в свое время не возглавил Шахматную федерацию страны, не было бы двух олимпийских побед. Начнем с того, что в сборной не было бы Левона Ароняна. Именно президент ФША вернул его в Армению. Помимо того, был ряд внутренних проблем, в сборной царила нездоровая атмосфера, создавались искусственные препятствия для молодых. Например, в 1996 году, когда Олимпиада проводилась в Ереване, Сергей Мовсесян являлся на тот момент обладателем самого высокого рейтинга (2635 баллов. — "ГА"). Однако из-за несправедливого к себе отношения он решил уехать за границу (для сравнения: Владимир Акопян на тот момент имел рейтинг 2630 баллов, а два других армянских гроссмейстера — по 2595 баллов. Накануне первого тура Олимпиады Сергей Мовсесян отказался выступать за команду, недовольный тем, что был заявлен лишь 2-м запасным. — "ГА"). Потом похожая история случилась с Левоном.  С приходом Сержа Саргсяна работа ФША нормализовалась. Каждый начал заниматься своим делом, шахматисты стали оцениваться по заслугам, команда превратилась в единое целое.

— Президент вернул Левона Ароняна. Как насчет возвращения Сергея?

— Насколько мне известно, этот вопрос сейчас обсуждается.

— Как обстоит дело с резервом для национальной команды?

— Есть много талантливых ребят, но особенно хочется выделить юного Самвела Тер-Петросяна. Из него может вырасти шахматист экстра-класса.

— Расскажи о ближайших планах. Планируешь ли бороться за мировую шахматную корону?

— Прежде мне нужно поднять свой международный рейтинг, войти в шахматную элиту, а уже потом думать о титуле чемпиона мира. Из наших гроссмейстеров на сегодняшний день только Левон имеет реальные шансы взойти на шахматный Олимп. Если ему, конечно, не помешают.

— Что ты имеешь в виду?

— ФИДЕ, которая слишком часто меняет правила розыгрыша мирового первенства. Что касается моих ближайших планов, то с 25 декабря по 1 января выступлю в командном чемпионате Азии в Дубае. Сыграю за сборную Объединенных Арабских Эмиратов. Добавлю, что за сборную Ирана выступят Тигран Петросян и Арман Пашикян.

— Ты заслуженно удостоился звания лучшего спортсмена года?

— Если брать по результатам, показанным в течение всего сезона-2008, нет. Но если принять во внимание значимость победы на Олимпиаде, решение вполне справедливое.

— Уже водишь подаренную "Ниву"? И что сделает со своим автомобилем Левон?

— Пока нет. Машину, вероятно, продам и куплю иномарку. Что касается машины Левона, она у нас во дворе стоит — дожидается хозяина.

— Чем ты любишь заниматься помимо шахмат?

— Конкретного хобби у меня нет. Люблю читать. Сейчас сосредоточился на армянских писателях. В последнее время мне очень нравятся произведения Ширванзаде.

— Что бы ты пожелал нашим читателям?

— В жизни бывает всякое. Нужно всегда сосредоточиваться на положительном и надеяться на хорошее. Наша команда обязательно постарается подарить своим болельщикам новые олимпийские победы, например, через два года в Ханты-Мансийске и, конечно же, в 2012 году в Стамбуле.