Уже на протяжении многих лет гроссмейстер Элина Даниелян является ведущей шахматисткой страны. Вместе с Лилит Мкртчян они много лет поддерживают реноме Армении на международной арене. Совсем недавно Элина и Лилит блеснули в индивидуальных турнирах. Лилит стала вице-чемпионкой Европы в Санкт-Петербурге, а Элина заняла второе место (по дополнительным показателям) в первом турнире женского "Гран-при" в Стамбуле.
Элину не так часто можно застать в Ереване, но после стамбульского турнира она некоторое время провела дома в кругу родных и друзей. Корр. "ГА" воспользовался возможностью взять интервью у титулованной шахматистки. Элина является последней чемпионкой СНГ 1992 года среди девушек, неоднократной чемпионкой и призером первенств мира и Европы среди девушек, победительницей чемпионата Европы по быстрым шахматам в 2001 году. В коллекции командных титулов Элины Даниелян звания чемпионки Европы 2003, победительницы клубного первенства Европы 2006 года в составе "Мики". Список можно продолжить.
— В шахматы меня в пятилетнем возрасте научил играть отец, — рассказывает Элина. — В семь лет я начала заниматься в бакинской шахматной секции у Рафика Саркисова, однако своим первым тренером считаю папу. Он очень хотел, чтобы я стала шахматисткой, много возился со мной. Ребенком я иногда не хотела тренироваться, плакала, но отец все же настоял на своем.
В Ереван мы переехали в 1988 году, где я продолжила тренироваться в шахматной школе имени Тиграна Петросяна под руководством Овика Халикяна. В начале 90-х некоторое время жила в Москве, занималась у известного шахматного педагога Игоря Зайцева, работавшего в свое время с Тиграном Петросяном и Анатолием Карповым. Сейчас моим тренером является гроссмейстер Андрей Ковалев, и наше сотрудничество приносит неплохие плоды.
В 1994 году, в возрасте 16 лет, я стала гроссмейстером — самым молодым в мире на тот момент. Сейчас шахматы резко помолодели, а тогда это было серьезным достижением. Затрудняюсь сказать, когда я решила сделать шахматы главным делом своей жизни. Может быть, именно тогда, а может, в 2001 году, когда выиграла первый чемпионат Европы по быстрым шахматам. Там собралась очень сильная компания, и я была лишь 10-й по рейтингу. Но почувствовала, что могу успешно играть на высоком уровне.
— Расскажи, пожалуйста, о турнире в Стамбуле. Там подобралась очень сильная компания — этакий малый "чемпионат мира".
— У меня не было страха перед сильными соперницами. Ну да, рейтинг у них выше, однако это еще не основание, чтобы пасовать за доской. Мне приходилось играть с мужчинами-гроссмейстерами, имеющими еще более высокий рейтинг, и переигрывать их. Очень помогло участие в чемпионате Армении среди мужчин в январе этого года. Там я играла рискованно, свободно, получались цельные партии. Несмотря на невысокий результат, чувствовала, что нахожусь в хорошей форме. После высшей лиги мы основательно подготовились с моим тренером, и я отправилась в Стамбул.
Поражение во втором туре от Конеру (это поражение стало единственным у Элины в Стамбуле, и в итоге она отстала от соперницы на пол-очка. — "ГА") восприняла спокойно, хотя раньше дико переживала из-за каждого проигрыша. Понимала, что проиграла не потому, что была слабее. Просто в примерно равной позиции черными фигурами "нахально" полезла на соперницу. Я и в первом туре действовала в таком же стиле против Мари Себаг, и удалось одержать красивую победу. Появилась уверенность в своих силах, которая мне в дальнейшем очень помогла.
— Тебе предстоял довольно тяжелый финиш — партии с двумя сильными китайскими шахматистками, который ты успешно преодолела. Получается, с шахматистками из Поднебесной можно играть?
— С китаянками можно не только играть, но и побеждать. Конечно, у них есть преимущество в плане возраста. В пенсионерки не записываюсь, но я старше той же Хоу Юфань на 14 лет. Пока держим планку (смеется).
— Расскажи о системе женских турниров "Гран-при".
— Она такая же, как у мужчин. Всего шесть турниров, каждая шахматистка обязана принять участие в четырех из них. В общий зачет идут три лучших результата. Я пропускаю турниры в Китае (сентябрь) и в Баку в мае следующего года. Буду играть в ноябре этого года (с местом из-за финансовых затруднений ФИДЕ пока не определилась) в Монголии (июнь-июль 2010 года). Завершающий этап пройдет в ноябре 2010 года в Чили.
— Как ты прокомментируешь ситуацию в женских шахматах у нас в стране. Пока за тобой и Лилит реально никого не видно.
— Другие девочки стараются подтянуться, но разница все равно существенная. Ничего не поделаешь — у нас традиции женских шахмат только зарождаются. В Армении в советские времена не было сильной женской шахматной школы, такой, как, например, в Грузии. Главная причина, на мой взгляд, — отсутствие квалифицированных тренеров для шахматисток. Тренировать мужчину и женщину — две большие разницы, здесь совсем другой подход. Нужно глубоко понимать психологию женских шахмат. Вы проанализируйте несколько партий — это же сплошные эмоции!.. Надо быть реалистами. Должно пройти время, чтобы в Армении выросли действительно высококлассные шахматистки. Сами девушки тоже должны ясно понимать, чего они хотят в жизни — стать сильной шахматисткой или выйти замуж, родить ребенка, добиться успехов в учебе. Цели сами по себе неплохие, другое дело, что их трудно совместить с серьезными успехами за доской.
— Сама не подумываешь о тренерской работе?
— Пока не задумывалась. Рановато еще, хочу играть. Могу просто помочь советом, проконсультировать.
— У тебя произошли серьезные изменения в личной жизни. Кто твой избранник?
— Я замужем уже около года. Его зовут Александр. Он из Голландии и является большим поклонником шахмат.
— За Голландию выступать не собираешься?
— Ни в коем случае (улыбается)!
— Каковы твои ближайшие турнирные планы?
— Летом ожидается турнир в Греции, потом женский командный чемпионат мира в Китае (1-12 сентября). На 18 сентября есть приглашение на сильный мужской турнир в Бельгии, но там мое участие пока под вопросом. В октябре клубный чемпионат Европы в Македонии, где я вновь сыграю за "Мику", а еще через десять дней в Сербии стартует командный чемпионат Европы. Сейчас все командные турниры проходят на четырех досках плюс одна запасная. Нам такой расклад, конечно, невыгоден, но будем бороться. В принципе мы неплохо сыграли на Олимпиаде в Дрездене.
Сейчас я играю только в официальных женских турнирах. Остальные — мужские. Это мне очень помогает. Другое дело, что если играть только в мужские шахматы, потом трудно переключиться на женские. Яркий пример — Жужа Полгар. Она на какое-то время перестала играть в женских турнирах, а когда вернулась, ей пришлось очень тяжело. Я стараюсь поддерживать разумный баланс. Получается в общей сложности 8-10 турниров.
— Как ты проводишь свободное от шахмат время?
— Его очень мало. Когда не играю — тренируюсь. Шахматы — эгоистичный вид спорта, требующий отречения от многих других вещей. Очень люблю читать. Сейчас появилась семья. Я не имела в виду семейную жизнь, говоря, что шахматы не могут быть на втором месте. Хотя может помешать рождение ребенка. Однако мы с мужем в ближайшее время детей не планируем.