Повесть о настоящем армянине
Время от времени наши соотечественники поднимаются на вершину священной для каждого армянина горы Арарат. Напомним, что библейский старец (абсолютная высота над уровнем моря 5165 м) является самой высокой горой в мире по относительной высоте: расстояние от подножия до вершины Арарата равно 4365 м, в то время как относительная высота самой высокой горы в мире — Эвереста (абсолютная высота 8848 м) — всего около 3300 м.
НА ПРОШЛОЙ НЕДЕЛЕ АРМЯНСКИЕ СМИ РАСПРОСТРАНИЛИ ПОРАЗИТЕЛЬНУЮ НОВОСТЬ: 34-летний Алексан Баяндурян покорил Арарат. На первый взгляд ничего удивительного, если не считать, что на вершину горы взобрался… человек без ноги. Подобное еще никому не удавалось. История альпинизма знает случай, когда человек с ампутированными по колени ногами покорил Эверест. Но сделать вообще без ноги!..
Ногу Алексан потерял в результате взрыва мины во время Арцахской войны в 1993 году, когда его отряд освобождал села Зангеланского района. Вместе с ним на мине подорвались шестеро боевых товарищей. Двое погибли, остальные получили увечья различной степени тяжести. Врачи были вынуждены ампутировать ногу выше колена, и через некоторое время неотъемлемой частью тела Алексана стал протез.
— До войны я занимался спортом, но не профессионально, — рассказывает Алексан. — Самостоятельно работал на тренажерах, делал упражнения с гантелями, чтобы поддерживать хорошую физическую форму. В 1996 году я захотел заняться спортом, несмотря на физическое увечье. Пришел в Союз инвалидов "Пюник" и начал тренироваться. Решил заниматься марафоном на инвалидных колясках. Моим первым спортивным стартом осенью 1988 года стал марафон "Гюмри — Ереван", посвященный 10-летию землетрясения в Армении. После этого я принял участие в международных марафонах в Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Бейруте. Учитывая скромные условия для тренировок в Армении, удавалось показывать вполне приличные результаты — места в пятерке сильнейших. Несмотря на усилия "Пюника", финансовые проблемы не позволяют тренироваться круглый год. Иначе были бы и победы.
— Как возникла идея восхождения на Арарат?
— Примерно три года назад я увидел по телевизору, как группа армян взошла на Арарат, и захотел сделать то же самое. Вначале задуманное не удавалось осуществить из-за финансовых проблем. Но затем я познакомился в "Пюнике" с нашим соотечественником из США Варужаном Амирханяном, побывавшем на Арарате, и он предложил мне помощь. Варужан из-за личных проблем не смог участвовать в восхождении, но свое слово сдержал, и моя мечта осуществилась.
— Как ты готовился к восхождению?
— Последние годы упорно тренировался в спортзале. Альпинистский опыт у меня уже был. 21 сентября мы в "Пюнике" совершаем традиционное восхождение на южную вершину Арагаца. Моя физическая форма позволяет мне первым добираться до конца. Поднимался на гору Атис. Вершины я покоряю на костылях. Если дорога становится слишком трудной, откладываю их и продолжаю взбираться, используя силу рук. Восходя на гору, здоровый человек работает ногами, мне же приходится совершать огромное количество отжиманий на руках. "Пюник" во главе с президентом Паралимпийского комитета Армении Акопом Абраамяном оказал мне поддержку в вопросе технического снаряжения.
— Расскажи, пожалуйста, как все происходило?
— Восхождение продлилось со 2 по 4 августа. Одно из армянских туристических агентств доставило меня и еще восьмерых наших соотечественников вначале в Карс, затем в Игдир и, наконец, в Баязет. К нашей группе по дороге присоединились два норвежца и латыш. Оттуда мы вместе с курдскими проводниками начали восхождение. У подножия горы мы встретили несколько групп из Турции, России, Японии, Германии — в общей сложности 150-200 альпинистов. Все были просто поражены, когда я, переодевшись, отстегнул протез и вышел из машины на костылях. Спрашивали: "Ты что, серьезно намереваешься подняться на вершину? А сможешь?" — "Смогу, раз добрался сюда", — отвечал я. Когда я в первый день преодолел расстояние 3600 м, для них это стало настоящей сенсацией. Наверное, подумали, что на этом все закончится. Когда на второй день я добрался до отметки 4200 м, у иностранцев началось нечто вроде шока. Ну а увидев меня стоящим на вершине, они просто впали в восторг. Даже невозмутимые курдские проводники обняли меня, крича "молодец!" Один из украинских альпинистов на последнем этапе из-за серьезных проблем с дыханием собирался прервать подъем, но мой пример настолько его вдохновил, что парень добрался до конца.
Конечно, приходилось нелегко. При восхождении, как правило, каждый альпинист чувствует проблемы с кислородом, тошноту и головокружение, даже воду пить трудно. Порой взбираться на костылях становилось невозможным. Я передавал их товарищам, а сам продолжал карабкаться на руках. Заключительный этап протяженностью 965 м мы, вооруженные специальными фонарями, начали в два часа ночи, чтобы оказаться на вершине рано утром, к 8 часам. Нужно было торопиться, поскольку к 10 часам заледеневший снег начинает подтаивать. Образуются трещины, упав в которые человек может не выбраться. Мы пробыли на вершине 30-40 минут. Развернули наше трехцветное полотнище. Шест, на который альпинисты обычно водружают знамя своей страны, был сломан. Наверное, это сделали турки, чтобы армяне не могли водрузить свой флаг. Кстати, наша экспедиция опередила всех остальных и оказалась на Арарате первой. К сожалению, из-за тумана не удалось разглядеть Армению, хотя турецкую сторону было видно хорошо.
— Проблем с местными властями не возникало?
— Мы не занимались вопросами оформления разрешения. Просто заплатили турагентству, а они позаботились обо всем остальном. Подробностей я не знаю. Слышал, что до нас на Арарат поднялась группа армян. Турки были очень обозлены, что на горе тогда поднялись флаги Армении и НКР. Говорили: знали бы, что такое произойдет, похоронили бы их прямо на горе. Однако в нашем случае все прошло спокойно, без инцидентов. Турецкие альпинисты общались с нами, хвалили меня. Что касается властей, сведения о нас у них наверняка были, но попыток помешать не предпринималось.
— Свое восхождение ты посвятил памяти погибших азатамартиков…
— Да. Три года назад я посетил Ераблур. В тот день стояла ясная погода и Арарат был очень хорошо виден. Тогда у меня и возникла мысль посвятить восхождение моим павшим боевым товарищам. Скажу еще вот что: как и все нормальные люди, я хочу мира. Но, если вдруг начнется война, я обязательно возьму оружие, и это не просто слова. Все мои боевые товарищи настроены так же. Один из них потерял на войне руку и ногу, но говорит, что, если будет нужно, обязательно пойдет. Даже при наших ограниченных возможностях будем помогать, чем сможем. Главное — дух.
Память о ребятах придавала сил. Когда до конца горы оставалось около 200 м, на меня вдруг накатила сильная усталость. Стало очень трудно дышать, и я почувствовал, что силы покидают меня. Взглянул на вершину Арарата, вспомнил свой обет и понял, что просто не имею права не дойти. Это означало бы поражение. А проигрывать я не люблю (улыбается)! Этот дух помог мне дотерпеть до конца. Помню, что последние метры отчаянно карабкался на костылях.
— Каков был отклик на твой подвиг?
— Меня поздравило огромное количество людей. Даже из других стран звонили. Желаю всем инвалидам, чтобы они никогда не сдавались, не стеснялись своих проблем со здоровьем, проявляли целеустремленность. Любой человек, проявив волю и силу духа, может достигнуть поставленной цели. Надеюсь, что мой пример послужит для многих ободрением. Мечтаю покорить Эверест. Силы есть, но многое будет зависеть от финансов. Очень хочу, чтобы кто-нибудь откликнулся и помог. Астрономических сумм не требуется, зато весь мир узнает, что армянин без ноги поднялся на самую высокую гору.
"ГА" выражает восхищение настоящим армянином Алексаном Баяндуряном и надеется, что его мечта покорить Эверест обязательно осуществится. Добавим, что Алексан после войны женился. Его супруга Нуне родила ему двух сыновей. Ашоту — 13 лет, Араику — 11. Они, как и их отец, любят заниматься спортом.