* Три года успешной работы
* Секрет успеха китайцев
* Береженого бог бережет
Заключительная часть беседы корр. "ГА" с руководителем антидопинговой службы Республиканского центра спортивной медицины, начальником антидопингового отдела НОК РА профессором Арегом Оганесяном посвящена актуальнейшей теме современного спорта — допингу.
— Арег Спартакович, когда в Армении была создана антидопинговая служба?
— Три года назад. С тех пор наша организация динамично развивается, а в прошлом году была признана одной из лучших в Восточной Европе. Ежегодно проводим около 70 тестов на допинг. По указанию президента НОК РА Гагика Царукяна армянские олимпийцы до старта лондонских Игр должны пройти три обязательных тестирования, два из которых уже состоялись.
— За три года работы были случаи, когда ваша организация "пропускала" применение допинга у местных спортсменов?
— Приведу один пример. На чемпионате Европы у представителя Армении в организме были обнаружены запрещенные стимуляторы. Перед турниром он прошел тест в нашем центре, сдал все необходимые анализы. Данные показали, что спортсмен использовал допинг после нашей проверки. У нас даже имеются лабораторные сведения, которые с точностью до 70% показывают, что спортсмен принимал стимуляторы за три дня до старта.
Армянские спортсмены порой используют анаболические стероиды, которые с 2005 года в Армении не регистрируются, за исключением двух лекарств, которые действительно необходимы пожилым людям в период реабилитации. Остальные препараты продаются на черном рынке, и с этим процессом никто не в силах бороться. Необходимы крупномасштабные образовательные кампании против допинга. Например, в 2010 году мы организовали образовательную антидопинговую программу, которая попала в список 10 лучших в мире. В целом же наши спортсмены стараются держаться подальше от стимуляторов.
— Феерическое выступление китайцев на ОИ-2008 в Пекине некоторые связывали с успешным использованием древней китайско-тибетской медицины. Принято считать, что она значительно эффективнее западноевропейской, поскольку безвредна и основана только на натуральных природных компонентах. Действительно, секрет успеха спортсменов Поднебесной в "таинственных травах"?
— Много лет назад я встречался с руководителем антидопинговой лаборатории Китая, занимающимся подбором разрешенных фармакологических средств. Он сказал, что апробирование препаратов происходит на 10 тыс. спортсменах, из которых "живыми" остается 1000. Наша венгерская коллега однажды сказала, что китайский спортсмен в среднем находится в спорте два года, после чего на его место приходит другой. В итоге достигается оптимальный результат. Так что, скорее всего, дело здесь не в травах, а в колоссальном финансировании китайского спорта. У них великолепные спортивные базы и, подчеркиваю, огромный выбор человеческого ресурса. Конкуренция жесточайшая. Мы таких возможностей не имеем, да и не только мы.
— Как складывается работа вашего антидопингового отдела на международной арене?
— В 2010 году НОК РА организовал в Ереване тренинг для допинг-офицеров, приезжали представители Всемирного антидопингового агентства WADA. Надеемся получить право на обслуживание любых международных соревнований. Не хочу забегать вперед, но все предпосылки для этого есть. В нашем распоряжении 9 допинг-офицеров, 3 из которых в прошлом году были отобраны для обслуживания международных соревнований. Вероятно, в декабре этого года они будут работать на чемпионате мира по кроссу в Будапеште вместе с венгерскими коллегами, с которыми у нас налажено тесное сотрудничество.
Ереванский тренинг провела одна из самых известных допинг-офицеров мира — венгерка Барбара Кало. Двое армянских допинг-офицеров по заказу Международной федерации борьбы уже тестировали русских борцов на тренировочных сборах в Сочи.
— В республике проверка на допинг проводится только на сборах?
— Пока да. Надеемся, что сможем работать и на соревнованиях, хотя это дорогое удовольствие. Стоимость одной пробы около $600. Эти расходы должно оплачивать Министерство спорта. В этом году в связи с Олимпиадой расходы на внесоревновательные пробы оплатил олимпийский комитет.
— Кто в ответе в случае допингового скандала: врач, тренер, спортсмен или кто-то еще?
— Прежде всего спортсмен, потом тренер и только затем врач. Кодекс WADA и антидопинговые правила РА гласят, что за все отвечает спортсмен. Нечего хватать и глотать, что попало! Например, наши борцы, прежде чем принять какой-то препарат, сначала сверяются со списком запрещенных средств. Если не находят, звонят к нам на "горячую линию" и получают необходимую консультацию. Был случай, когда известный армянский спортсмен перед допинг-контролем заболел и врач прописал ему лекарство. Спортсмен, зная, что его вскоре ждет допинг-контроль, не стал принимать таблетки. Как говорится, береженого бог бережет.
Повторюсь, виноват всегда сам спортсмен. Каждый спортсмен и врач получают список запрещенных препаратов. Мы также подготовили специальную брошюру, где рассказывается о порядке взятия допинг-проб, правах и обязанностях обеих сторон (спортсмена и антидопинговой службы).
— Подставы на международном уровне случаются?
— Сплошь и рядом! Спортсмен никому не должен доверять, кроме личного тренера, который непосредственно заинтересован в успехе подопечного. Но даже здесь нужно проявлять осторожность. В профессиональном спорте возможно всякое.
Отмечу, что в Армении уже два года существует специальная система: при поездке спортсменов на сборы, антидопинговая служба тщательно проверяет все препараты и только потом выдает их врачам команд.
