Бронзовая медаль тяжелоатлетки Рипсиме Хуршудян, завоеванная в весовой категории +75 кг на Олимпиаде в Лондоне, стала бальзамом на душу наших болельщиков, огорченных неудачами армянских штангистов. К моменту выхода Рипсиме на олимпийский помост Аракел Мирзоян, Ара Хачатрян и Мелине Далузян потерпели фиаско, и честь страны предстояло отстаивать 25-летней уроженке Касаха. Одной за всех. Задача Хуршудян осложнялась тем, что ей изначально предстояло бороться… лишь за бронзовую медаль.
ДЕЛО В ТОМ, ЧТО В ЖЕНСКОЙ СУПЕРТЯЖЕЛОЙ ВЕСОВОЙ КАТЕГОРИИ сегодня солируют две примы — китаянка Чжоу Лулу и россиянка Татьяна Каширина. Эти штангистки, имея большое преимущество в личном весе над Хуршудян (китаянка весит 130 кг, Каширина — свыше 100 кг, а Рипсиме — меньше 90 кг), постоянно соперничают между собой на международных соревнованиях. В этой ситуации Хуршудян оставалось напрячь все силы и бороться за бронзу с сильными конкурентками из Кореи и Нигерии. С результатом 294 кг в двоеборье Рипсиме в заключительной попытке вырвала бронзу. Для сравнения: Лулу зафиксировала вес 333 кг, а Каширина — 332 кг.
Корр. "ГА" побеседовал с медалисткой Игр-2012, попросив предварительно главного тренера сборной Армении Арташеса Нерсисяна охарактеризовать свою подопечную
— Рипсиме прекрасный человек, как на помосте, так и вне его, — говорит наставник. — Очень трудолюбивая, принципиальная, психологически устойчивая. Когда арбитры из-за технической помарки не засчитали ей вторую попытку, я оставался спокойным, будучи уверен, что она все равно возьмет заказанный вес. Очень рад, что после тяжелой травмы, полученной на чемпионате мира 2011 года в Анталье, Рипсиме смогла восстановиться и завоевать для Армении олимпийскую медаль.
Убежден, что в женской тяжелой атлетике давно пора пересмотреть весовые категории. Нужно ввести категорию до 90 кг и свыше 90 кг, чтобы спортсменки находились в равных условиях. Рипсиме при своей комплекции не может весить 120-130 кг. Разве справедливо, что ей на помосте приходится бороться с соперницами, чей личный вес больше на 30-40 кг? Многие федерации придерживаются аналогичного мнения, но пока все на уровне разговоров. Вероятно, данный вопрос будет обсуждаться на очередном конгрессе международной федерации.
— Рипсиме-джан, что ты почувствовала, покорив "бронзовую" штангу?
— Безграничную радость. У меня были такие сильные эмоции, что, спустившись с помоста, вместо своего традиционного танца я просто от счастья прыгнула на своего тренера. Не впала в уныние даже когда арбитры не засчитали мою вторую попытку. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить президента НОК РА Гагика Царукяна, который взял на себя все расходы, связанные с операцией и моим лечением после травмы. Огромное спасибо и руководителю нашей федерации Самвелу Хачатряну. Без их поддержки этой медали бы не было.
— Что ты чувствовала, увидев неудачу твоей подруги по команде Мелине Далузян?
— Огромное сожаление. Мелине была достойна олимпийской награды любой пробы. Увы, это спорт, и в нем бывает всякое.
— Тебе пришлось непросто, ведь первые два места были уже "забронированы".
— Лулу и Каширина помогают мне быть еще более мотивированной и показывать высокие результаты. Между прочим, они далеко не самые полные в нашей весовой категории. Украинка Ольга Коробка, отсутствовавшая в Лондоне из-за дисквалификации, весит около 160 кг. А одна американка на Олимпиаде, не помню ее имени, при взвешивании потянула на 155 кг. В принципе я могу прибавить в весе до 105-110 кг, что поможет мне бороться с лидерами наравне. Не такие уж они непобедимые.
— А предстоящее замужество не помешает? Кстати, кто твой будущий супруг?
— Его зовут Тарон Товмасян. Он бывший штангист, сейчас занимается тренерской деятельностью. Свадьбу собираемся сыграть в конце года. Замужество помехой не станет. Только на год уйду из спорта, а после рождения ребенка вновь выйду на помост.
— Ты бы хотела, чтобы ваш будущий ребенок пошел по стопам родителей?
— Если родится мальчик. Для дочери не хотела бы повторения своего пути — слишком тяжелый труд.
— Как ты относишься к мнению, что занятия тяжелой атлетикой не женское дело?
— Разумеется, отрицательно. Женщины сегодня играют в футбол и даже боксируют. А штанга чем хуже?
— Рипсиме, расскажи немного о своем спортивном пути.
— Моим первым тренером был Сармен Есаян, который ушел из жизни в декабре 2004 года. С того времени и по сей день со мной работает Арман Казарян. Я являюсь многократной чемпионкой Армении (2001-2010 гг. — "ГА"), призером чемпионатов мира и Европы. До Лондона в моей коллекции наград не хватало только олимпийской медали. Теперь этот пробел восполнен (улыбается).
— Время на что-то другое, кроме спорта, остается?
— Конечно, спорт занимает в моей жизни основное время, но у меня есть и другие интересы. Очень люблю гулять и слушать музыку, предпочтительней спокойную.
— Как тебя встретили в родном Касахе?
— Очень хорошо. Односельчане в честь моего возвращения даже зарезали овцу, устроили настоящий праздник. Все апаранцы собрались! (Предки Рипсиме переселились сначала в Апаран, а потом в Касах из Муша во время Геноцида армян. — "ГА").
— Твой пример побудил касахских девочек заняться тяжелой атлетикой?
— Да. У нас есть три девочки, которые серьезно тренируются. Вообще в Армении сегодня штангой занимается где-то 35 девушек, все еще довольно юные. Это говорит о том, что женская тяжелая атлетика в нашей стране имеет будущее.
— Рипсиме, последний вопрос. На Играх ты выступила с маникюром на пальцах в виде цветов армянского флага. Этот оригинальный ход помог тебе в борьбе за медаль?
— Я люблю следить за своим имиджем, выглядеть ухоженной. Что касается маникюра в виде нашего триколора, однозначно, он помог мне уехать из Лондона с высоко поднятой головой (смеется)!
