20 ОКТЯБРЯ 1971 ГОДА В ПЕРВОМ МАТЧЕ 1/8 ФИНАЛА РОЗЫГРЫША Кубка европейских чемпионов немецкая «Боруссия» из Менхенгладбаха принимала в родных стенах миланский «Интер». Итальянцы считались явным фаворитом, исходя из уровня составов и бюджетов клубов, а местные СМИ называли предстоящую поездку в Германию легкой прогулкой.
Несмотря на предварительные прогнозы и оптимизм итальянских журналистов игра поначалу проходила с преимуществом хозяев, которые на 21-й минуте забили второй гол и вновь повели в счете – 2:1. Внезапно на стадионе началось настоящее безумие. Болельщики «Боруссии» на радостях начали петь, плясать и нецензурно выражаться в адрес соперника. Возникла неконтролируемая обстановка, пусть и в пределах трибун.
Главный арбитр Джеф Дорпманс даже начал подумывать об остановке встречи, но тут произошел серьезный инцидент. С одной из трибун прямо в голову игрока «Интера» Роберто Бонинсеньи, сравнявшего счет на 20-й минуте, прилетела неопорожненная банка колы. Итальянец рухнул без сознания на газон, а игроки команд в замешательстве обступили Бонинсенью.
Не растерялись только капитаны команд Гюнтер Нетцер и Сандро Маццола. Первый немедленно подбежал к орудию преступления и отбросил его за поле – дальнейшая судьба злосчастной банки осталась неизвестной (по одной из версий ее «заботливо» спрятал один из работников службы безопасности). Второй же подбежал к трибуне с итальянскими болельщиками и попросил у одного из них пустую банку, которую предъявил нидерландскому арбитру в качестве косвенного вещдока.
В столь неординарной и напряженной ситуации судья попросту «поплыл», не особо понимая, что делать. Футболист травмирован, но кого удалять? Остановить матч? Но тогда огромный улей из немецких болельщиков может выскочить на поле. К тому же на Дорпманса стали напирать не только возмущенные итальянцы, но и футболисты «Боруссии», утверждавшие, что Бонинсенья просто симулирует.
Хаос, начавшийся на трибунах, перенесся на поле. Спустя семь минут Бонинсенья все-таки пришел в себя, и игра возобновилась. Футболисты «Интера» не стали покидать поле, будучи уверенными, что хозяева в итоге получат техническое поражение, либо же будет назначена переигровка. Матч продолжился, и немецкая команда забила в ворота расслабленных (или удрученных?) итальянцев еще 5 голов, победив с разгромным счетом 7:1. Такой исход делал ответную встречу чистой формальностью.
ПОСЛЕ МАТЧА ВЫЯСНИЛОСЬ, ЧТО В ПРАВИЛАХ УЕФА для подобных случаев ничего не предусмотрено. Однако итальянский клуб все же подал жалобу в УЕФА с просьбой присудить «Интеру» техническую победу. В свою очередь, немцы также подали протест, поскольку выяснилось, что банку кинули с гостевой трибуны. Логика проста: за что нести наказание, если игрока травмировали свои же фанаты?
Однако вопрос разрешился благодаря немецкой полиции. Правоохранительные органы провели тщательное и в то же время оперативное расследование. В ходе следственных мероприятий выяснилось, что банку бросил болельщик «Боруссии», который каким-то образом оказался на трибуне с итальянскими болельщиками.
Сразу после этого состоялась срочная конференция УЕФА, на которой был пересмотрен регламент проведения еврокубков. В итоге матч постановили переиграть. Причем сначала сыграть ответный, а затем снова первый, только теперь на нейтральном поле в Берлине. Матч в Милане закончился со счетом 4:2 в пользу «Интера», а в столице Германии команды сыграли нулевую ничью. Итальянцы в том розыгрыше КЕЧ дошли до финала, где уступили звездному «Аяксу» со счетом 0:2.
Банка колы, которую вручил арбитру Маццола, так и осталась у Дорпманса.
Выбрасывать ее судья не стал, подарив музею стадиона «Витесс» из родного города. Там она простояла ровно 40 лет, пока «Боруссия» не попросила передать «трофей» в свой клубный музей. Там она до сих пор и стоит, являясь живым напоминанием об одном из самых необычных инцидентов в истории футбола.