Логотип

ЗАБЛУДШИЕ ОВЕЧКИ

Из Еревана пришла информация, что 20 февраля — в день, когда ровно 80 лет назад перестало биться сердце великого патриота и великого зодчего Армении Александра Таманяна, к его могиле должна пойти группа официальных лиц и министров — возлагать венки, и, прибавлю от себя, наверное, и речи кое-кто подготовил по случаю. 

УВАЖАЕМЫЕ МИНИСТРЫ И ОФИЦИАЛЬНЫЕ ЛИЦА, НЕ ТРУДИТЕСЬ И НЕ НАДО ЛИЦЕМЕРИТЬ — это все было бы уместно и честно и почетно, если бы за 4 дня до этого не случилась беда: правительство Армении приняло проект постановления, подготовленный министром градостроительства Армении, о слиянии Музея Таманяна с Музеем архитектуры. А по существу произошло закрытие музея зодчего — это и ежу понятно, как говорится. Трудно представить себе более коварное происшествие — и врагу не пожелаю.

Неужели в правительстве думают, что приняли правильное решение? Не могу представить этого даже в кошмарном сне. Неужели не ясно, что это коварный шаг, призванный вконец предать забвению все, что сделал Таманян за 12 лет жизни и работы на износ, и зачастую без какого бы то ни было вознаграждения, в столице Армении, куда он приехал, не только навсегда отказавшись от мировой славы как одного из лучших архитекторов России, но и оторвавшись от бурного процесса созидания в двух российских столицах.

Приехал и предложил гражданам Армении иметь своей столицей город-сад, но с сохранением всего ценного, что было создано до него. Он не разрешал разрушать ничего ценного, наоборот, с первых же дней на этой земле он начал восстановление краеугольных, с точки зрения архитектуры, церквей и памятников Армении.

В частных разговорах с интеллигентными людьми в Армении мне говорят, что значение Таманяна в становлении армянской национальной архитектуры может быть даже больше, чем значение творчества Комитаса в музыкальной сфере армянского искусства. Не знаю и даже не хочу знать, правда ли это, потому что такие вещи не измеришь и не сможешь никому и ничего доказать, да и не надо все это.

 Александр ТаманянА ЗНАЕТЕ, ПОЧЕМУ НЕ НАДО? ДА ПОТОМУ ЧТО ВСЕ УЖЕ ИЗНИЧТОЖЕНО и нет более никакой национальной армянской архитектуры — теперь строят такие дома, посмотрев на которые, вы никогда не угадаете, где этот дом построен — в Европе или в Азии.

А жаль: армянские архитекторы упустили свой шанс развивать национальную архитектуру и влились общим потоком в интернациональную муть. Ну что ж, теперь вряд ли  что-то можно  исправить, и брюзжать по этому поводу совершенно бесполезно. Однако неужели-таки армянская интеллигенция проглотит эту пилюлю и не встанет на защиту и за сохранение Музея Таманяна?

Уже раздаются голоса, что Таманян достоин не менее, чем Арам Хачатурян, который, кстати, и не жил в Армении, или Сарьян, или Комитас: иметь свой дом-музей, построенный государством и заботливо разместившем там все его богатое наследие в назидание  и использование последующими поколениями архитекторов и гостей столицы Армении. Не хочется верить, что этого не произойдет.

Однако только после этого, как мне кажется, наиважнейшего шага по сохранению наследия Таманяна мы все, а государственное чиновничество и подавно будем иметь нравственное и моральное право возлагать венки на его могилу и говорить речи.

Гагик ТАМАНЯН, внук А.Таманяна

Лондон, 19 февраля 2016