Хрустальная мечта — выторговать у международных наблюдателей заявления, осуждающие избирательную кампанию в Армении
Оппозиция — это часть власти, которая кормится из той же кормушки, но "не лает и не кусается", гласит старая политическая мудрость. А другая, уже народная мудрость констатирует, что "только от жизни собачьей собака бывает кусачей". Оптимисты указывают, что наша оппозиция в последнее время ведет себя подозрительно смирно. Отсюда напрашивается вывод, что живет она в принципе вполне обеспеченно. На хлеб с маслом и сигареты хватает. Если оптимисты правы, то предстоящие выборы действительно могут стать историческими: не только самыми справедливыми из всех имевших место быть, но и самыми спокойными, что намного лучше.
Но, увы, у этого сценария есть и очень реальная альтернатива. Обеспечивают эту альтернативу некоторые наиболее радикальные элементы отечественной оппозиции и спрятавшиеся за их спинами некоторые оппозиционные государственные мужи, втайне уже примеривающие на себе президентский мундир-2008. Именно эти "потенциальные президенты" заинтересованы в расширении в Армении поля деятельности радикальной оппозиции, готовой на все, чтобы спровоцировать различного рода эксцессы. Но опытные политические провокаторы не любят сами таскать каштаны из огня. Они предпочитают действовать чужими руками, и представляется, что роль застрельщика в этом вопросе в ходе избирательной кампании отводят небольшим, но радикальным оппозиционным объединениям. А еще лучше — новосозданным. Каковым является, к примеру, блок "Импичмент", возглавляемый молодым (относительно) , но амбициозным (достаточно) редактором "Айкакан жаманак", который, по-видимому, решил пойти по стопам Ваника Смбатовича: тот ведь тоже из журналистики в политику. . .
Уже из названия и той деятельности блока, которая сегодня известна, можно сделать вывод, что его руководители готовы на радикальные шаги. Наследник Смбатовича стремится не отставать от своего одиозного в словах и действиях шефа и действует по принципу "цель оправдывает средства". То он в вечной полемике с мэрией по поводу того, где ему собирать своих 200-300 сторонников, то он осыпает проклятиями наших шахматистов, которые имеют неслыханную наглость не разделять его политических симпатий, то пытается что-то раздуть даже из смерти Андраника Маргаряна. Каждый, как известно, трактует события в меру своей испорченности, а психологи утверждают, что патологическое желание облить кого-нибудь грязью — не столько политический курс, сколько диагноз.
Провокационные тактики не особенно затейливы. Рецепты провокации давно известны и особым разнообразием не отличаются. Главное — пользуясь карт-бланшем, предоставляемым предвыборным периодом, создать в обществе атмосферу непримиримости и взаимной нетерпимости, главным образом распространяя немыслимые слухи и сыпя оскорблениями направо и налево.
Могут спросить: а зачем радикалам подобные провокации? Вся фишка здесь в том, что радикалов и тех, кто стоит за их спинами, сами выборы не волнуют, равно как и проценты, которые они наберут по их итогам. Потому что при естественным ходе событий, без потрясений, максимум, на который они могут рассчитывать, — это десятая или сотая доля процента. Но амбиции ведь мучают. . . Жажда власти — великая сила.
А потому надо попытаться изменить естественный ход событий. Спровоцировать какие-то столкновения, потрясения. Самым лучшим вариантом для радикалов было бы спровоцировать власть на применение силы, в идеале — на аресты. А еще лучше — спровоцировать волнения в день голосования. Тогда можно наконец дождаться осуждающих заявлений международных структур.
Цель наших радикальных оппозиционеров — это ведь не победа на выборах. Их хрустальная мечта — выторговать у международных наблюдателей заявления, осуждающие избирательную кампанию в Армении. Они проводят постоянные консультации с иностранными дипломатами, стремясь убедить их оказать воздействие на правительства своих стран, чтобы вызвать подобные заявления. Дипломаты поначалу недоуменно вопрошают, а есть ли какой-то конкретный и убедительный повод. Когда же выясняется, что повода нет, дипломаты очень обстоятельно, как несмышленым детям, разъясняют нашим радикалам, что не будет никаких заявлений ни от ЕС, ни от США, если не будет грубых нарушений.
Но наши радикалы — люди упорные. Они стоят на своем и убеждают: "Вы все-таки готовьте свои заявления, за поводами дело не станет. Все равно здесь будут серьезные потрясения. Ведь вы не сможете сказать, что все хорошо, если 200-300 человек арестуют, а это неизбежно".
Как следствие подобной тактики и вожделенных осуждающих заявлений Запада, наши радикалы ожидают после парламентских выборов падения рейтинга властей перед выборами президентскими. Жесткая оценка международных структур после парламентских выборов очень важна для них именно поэтому. Им ведь не нужна великая страна. Им нужны великие потрясения.
P. S. Когда материал готовился к печати, стало известно, что в день официального старта избирательной кампании в одном из областных избирательных округов уже раздались первые выстрелы. Цель очевидна — скомпрометировать выборы уже в самом их начале. Кому это выгодно? Вопрос риторический. . .