О пользе художественной самодеятельности
Искусство в обозримом историческом периоде, по крайней мере начиная с античности, неизменно являлось частью образования. Как в учебных заведениях разного уровня, так и в домашнем образовании оно преподносилось либо в виде отдельных специальных дисциплин, либо как некий комплекс, включающий в себя музыку, театр, поэзию, танец, изобразительные искусства, причастность к которым являлась обязательным критерием социализации индивида. Понятие "культурный человек" и сегодня в рамках общественных представлений предполагает знакомство с искусством и способность его воспринимать и понимать хотя бы на некоем минимальном, принятом в обществе уровне. В данном случае речь идет о "культурном человеке" в общем смысле, а не о профессионалах, для которых искусство является средством существования и которые получили образование в специализированных учебных заведениях.
Неоценима роль искусства в этническом самоопределении личности, поскольку именно через приобщение к национальной культуре, выраженной в произведениях искусства и литературы, происходит осознание себя как носителя определенной этнической традиции. Так, говоря о себе "я армянин", человек подразумевает прежде всего принадлежность к культуре, частью которой являются произведения Комитаса, Хачатуряна, Сарьяна и других великих творцов. Кстати, характерно, что периодически возникающие в обществе субкультуры обычно маркируются именно своей приверженностью к определенным формам и стилям в искусстве, — например, ряд молодежных субкультур связываются с музыкальными стилями "хард рок", "хеви металл" и др.
Искусство нередко становится своего рода демаркационной полосой, разделяющей общество на "своих" и "чужих". Видимо, обратное утверждение тоже верно: искусство может стать средством улучшения взаимопонимания между разными этническими и социальными группами, инструментом, с помощью которого осуществляется интеграционный процесс в обществе.И действительно, в недавнем прошлом, преследуя цель создать новую общность "советский народ", идеологическая машина государства активно использовала мощный интеграционный потенциал, заложенный в искусстве. Надо признать, что, несмотря на характерную для тоталитарного государства неуклюжесть и топорность исполнения замысла, мероприятия по сближению культур в рамках СССР были довольно эффективными. Обязательный минимум знаний об искусстве и литературе народов СССР преподносился в рамках школьной программы, регулярно проводились декады, дни культуры республик. Трудно переоценить роль русского языка как языка межнационального общения. Благодаря значительному объему литературных переводов с национальных языков на русский создались предпосылки для глубокого знакомства с образом жизни и менталитетом представителей разных культур.
С другой стороны, централизованная разработка школьных и вузовских программ, которые "спускались сверху" без учета национальной и региональной специфики и без какой-либо коррекции в соответствии с местными культурными традициями и эстетическими предпочтениями, была слабым местом в культурной политике СССР.
Централизация как концепция образования характерна для тоталитарных государств. Но если на развитие естественнонаучных дисциплин она оказывает иногда даже благотворное влияние, так как дает возможность приобщиться к научным достижениям независимо от места проживания и уровня научного развития индивида, то для искусства регламентация "сверху" губительна. Введение единообразия в преподавание искусства в национальных республиках нередко воспринималось как ущемление прав, вызывало обиду, чувство унижения достоинства, беззащитности. Вследствие этого возникали протестные реакции, росло стремление защитить национальную культуру, отстоять свои права как ее носителей, поскольку национальное самосознание не в последнюю очередь идентифицирует себя именно в контексте культуры в широком смысле, а более узко — в контексте искусства.
В начале 90-х, в памятный период "парада суверенитетов", на волне подъема национального самосознания, в виде протеста против централизации и тоталитарного режима во всех бывших республиках СССР с разной степенью интенсивности шел процесс разрушения государственных институтов и механизмов организации общественной жизни. В азарте переустройства была развалена не только налаженная система культурных связей, цементирующая отношения между странами, но и хорошо организованная система приобщения к искусству разных слоев населения, обеспечивавшая преемственность культурной традиции внутри общества. Например, перестала существовать система организации досуга при крупных предприятиях, закрылись или перепрофилировались дворцы культуры, закрылись сельские клубы. Особенно сильно процесс развала сказался на художественном образовании детей и молодежи в связи с закрытием дворцов пионеров с их многочисленными кружками. По сути целое поколение осталось вне того, что раньше называлось "культурно-просветительской работой", и это как раз то поколение, которое сегодня учится в вузах или вступает в самостоятельную жизнь.
В Армении сегодня постепенно восстанавливаются, но больше — создаются новые очаги художественного образования, однако они разрознены и не включены в какую-либо государственную образовательную систему. Во многом возобновление художественного образования стало делом негосударственных учреждений, таких как благотворительные фонды, отдельные проекты, осуществляемые благодаря спонсорской помощи. Вместо дворцов пионеров функционируют дома детского творчества, продолжают работу студии Центра детского эстетического воспитания, музыкальные, хореографические школы и школы искусств. Правда, стали привычными сетования на снижение уровня преподавания и критериев оценки результатов, что связывают в ряде случаев с коммерциализацией образования. На качестве негативно сказывается и отсутствие централизованных программ, которые, как показало время, обладали важным положительным аспектом — поддерживали высокую планку академического образования в искусстве.
Однако, если путь приобщения к искусству для детей достаточно прост при наличии желания и некоторых финансовых возможностей родителей, то много сложнее обстоит дело со взрослыми. На практике, если искусство не является для человека профессиональным поприщем, то возможностей заниматься им у него немного. Разветвленная система студий и кружков художественной самодеятельности не восстановлена, новыми формами организации работы не заменена. Активность замечена исключительно в просветительском плане. За последние годы появилось немало возможностей для расширения и углубления своих знаний, в частности благодаря новым технологиям, развитию интернета, облегчившему доступ к информации об искусстве.
В столице, где сконцентрированы музеи, галереи, театры и другие центры искусства, осуществляются многочисленные просветительские мероприятия. Многое зависит от доброй воли отдельных руководителей. Так, при Национальной картинной галерее Армении регулярно проходят показы арт-хаусных художественных фильмов известных режиссеров, лекции и фильмы, посвященные творчеству отдельных художников. Подобные программы, направленные на ознакомление с авангардными течениями современного искусства, осуществляют и частные галереи, такие как "Аканат", "НПАК", Центр искусств "Нарекаци", осуществляющий поддержку молодых художников, музыкантов, режиссеров. Активно действуют клубы, собирающие приверженцев различных музыкальных направлений. Можно перечислить много организаций, которые так или иначе занимаются пропагандой искусства, ведут важную просветительскую работу. Однако вся эта деятельность направлена на "потребление" искусства, в процессе которого собственный творческий потенциал личности остается в латентном состоянии. Пассивное восприятие искусства улучшает вкус, расширяет горизонты, повышает настроение, помогает легче преодолевать стрессы и в конечном итоге положительно влияет на качество жизни, но лишь в процессе собственной творческой деятельности создаются предпосылки для подлинно гармоничного развития личности.
Стремление к творчеству продиктовано внутренней необходимостью, оно выводит человека на иной уровень, наполняет смыслом его существование, это имеет в виду известный философ М. К. Мамардашвили, когда утверждает: "Нужно создать, чтобы испытать".Созидательные потенции заложены в человеке, потребность в творчестве, не находя возможности реализации, приводит к тому, что человек часто находит деструктивные выходы. Несомненно, "игромания", о распространении которой много говорят и пишут в последнее время, в некоторой степени является компенсаторным проявлением нереализованных творческих потенций. Пристрастие молодежи к "стрелялкам" и другим виртуальным играм, особенно агрессивного характера, представляет собой суррогат, который, в отличие от истинного творчества, не только не раскрывает заложенные в индивиде творческие способности, но, напротив, блокирует их, направляя на бесплодные попытки выйти на "более высокий игровой уровень". А ведь психологами признано, что "склонность к игре — еще одна особенность одаренного человека" (К. Лук) , значит, среди любителей виртуальных игр особенно велик именно процент одаренных личностей.
Иная мотивация, на первый взгляд, у любителей лотерей или иных игр, предлагающих легкий способ разбогатеть, но ведь чувство азарта, ожидание чуда, стремление к успеху — неотъемлемые составляющие творческого процесса. Чрезвычайная популярность игр такого рода также может быть (разумеется, до некоторой степени) компенсацией нереализованного творческого потенциала.
Разумеется, нет смысла принимать никаких запретительных или ограничительных мер, более того — от них будет больше вреда, чем пользы. Если увлечение играми разного рода происходит в результате ограничения или, как говорят психологи, "фрустрации" творческой энергии, то запретительные меры, скорее, вызовут деструктивную реакцию, спровоцируют агрессивное поведение, особенно при слабых морально-этических установках в обществе.
Необходимо предоставление возможностей для творчества широким слоям населения, создание очагов культуры, клубов, кружков, студий, в которых человек может заниматься искусством независимо от возраста, основной профессии, материального достатка. По возможности следует восстановить систему государственной поддержки учреждений культуры, без чего доступ к искусству, творчеству будет лишь у состоятельных слоев населения. Особое внимание следует уделить вузовскому образованию — творческие дисциплины могут и должны входить в список предоставляемых вузом услуг и избираться студентом по желанию.
Возможность приобщиться к искусству не только в процессе пассивного "потребления", но и в процессе активной творческой деятельности будет способствовать оздоровлению общества, обогатит и наполнит новыми смыслами жизнь человека.