В интервью немецкому изданию в Варшаве глава МИД РА Арарат Мирзоян решил рассказать, как именно предлагалось обеспечить реализацию 9-го пункта пресловутого Трехстороннего соглашения лидеров Азербайджана, Армении и России от 9.11.2020. Как рассказывает Мирзоян, предлагалось, чтобы вдоль дороги, которая должна была связать западные районы Азербайджана с Нахиджеваном через территорию Армении, располагались российские военные, точнее, пограничники погранвойск ФСБ России. Для Баку, согласно Мирзояну, предложение было приемлемым, а вот Ереван категорически отказался, рассматривая такой вариант как ограничение суверенитета республики…
ПЕРВЫЙ И ГЛАВНЫЙ ВОПРОС, КОТОРЫЕ ВОЗНИКАЕТ ИЗ ОТКРОВЕНИЙ МИРЗОЯНА. За минувшие 5 лет с момента подписания Трехстороннего соглашения до этого интервью кто-либо из официальных лиц Еревана говорил об этом? Рассказывал о такой трактовке 9-го пункта, что именно по этой причине в июне 2023-го известной рабочей группе под руководством вице-премьеров Азербайджана, Армении и России так и не удалось согласовать реализацию 9-го пункта Трехстороннего соглашения?
Таких конкретных откровений от официального Еревана мы не слышали. Говорилось только в общих фразах о неприемлемости для Еревана российской трактовки положения 9-го пункта о российском контроле безопасности транзита. Почему сейчас разоткровенничался глава МИД?
Связано с проектом «Маршрут Трампа», пресловутым TRIPP. Официальный Ереван должен доказывать всю прелесть достигнутых в Вашингтоне договоренностей, в частности, преимущества американского сценария разблокирования для Азербайджана дороги через Сюник над российским.
При этом, расчет на то, что у людей короткая память. В частности, за последние годы так много говорилось об этом 9-ом пункте Трехстороннего соглашения, об его неприемлемости для Армении, об его угрозе суверенитету республики, что могло составиться представление, якобы, 9-ый пункт существует как бы сам по себе, а не рассматривался частью комплексного Трехстороннего соглашения, направленного на сохранение армянского Арцаха. И рассматривалось описанное Мирзояном предложение в дни блокады Арцаха.
Согласие Еревана могло прервать блокаду Арцаха и тем самым спасти армянский Арцах. Отказ Еревана вслед за признанием Пашиняном Арцаха частью Азербайджана полностью развязал Баку руки для продолжения блокады Арцаха, а в дальнейшем и для этнической чистки края.
Откровение Мирзояна спустя голы обусловлено и тем, что ранее власти опасались реакции вынужденных переселенцев из Арцаха, когда последним станет известно, что послужило триггером их изгнания. Сейчас власти решили, что можно рискнуть и перед обнародованием грядущих конкретных договоренностей по TRIPP параллельно усилению прессинга на оппозиционно мыслящих обнародовать «российский вариант». Дольше скрывать от общественности представлялось затруднительным.
Насколько, присутствие российских пограничников вдоль возможной транзитной дороги подрывало суверенитет Армении?
Подрывает ли суверенитет Армении то обстоятельство, что охрану армяно-турецкой границы несут погранвойска ФСБ России? Это обстоятельство скорее укрепляет суверенитет, поскольку является одним из важных факторов, обеспечивающих безопасность республики. А в суверенитет без гарантий безопасности может поверить только самый преданный электорат «Гражданского договора».
Присутствие же российских пограничников вдоль транзитной дороги для суверенитета Армении ничто принципиально не меняло, если не считать, что… способствовало суверенитету Арцаха, а значит еще более способствовало безопасности самой Армении.
Ну и конечно, очень оптимистично надеяться, что на будущем «маршруте Трампа» не будет американских военных. Да, возможно, формально, это будет какая-то частная военизированная охрана под шапкой «армяно-американского консорциума», но вряд ли можно рассчитывать, что ее представители (неофициально, конечно, но по факту), будут менее завязаны со спецслужбами США, чем российские пограничники с ФСБ России. И тут напомним, кстати, что в погранвойсках ФСБ России в Армении служило немало наших соотечественников, в том числе и в аэропорту «Звартноц». Если не ошибаемся, в тех же войсках проходил службу и даже сидел на гауптвахте нынешний министр обороны Армении.