О необходимости «удержания долга на умеренном уровне» заговорили уже и в Международном валютном фонде (МВФ). «Осторожная расстановка приоритетов в расходах в среднесрочной перспективе наряду с усилиями в области налоговой политики и усилением администрирования доходов будет продолжать поддерживать постепенную фискальную консолидацию для удержания долга на умеренном уровне», — говорится в сообщении МВФ по итогам визита миссии фонда во главе с Александром Тиманом в Ереван 17-30 сентября…
ПРАВИТЕЛЬСТВО ПАШИНЯНА, ПОДОБНО НАРКОМАНУ, НАЧАВШЕМУ С ЛЕГКОЙ «ТРАВКИ» и быстро пересевшему на иглу тяжелых наркотиков, уже не может отказаться от «удовольствия» жить взаймы, тратить незаработанные деньги, все более и более ускоряясь в принятии «дозы» — привлечении новых долгов. По положению на 30 сентября этого года, государственный долг Армении, по данным Минфина РА, составил $14 млрд 195,9 млн с мрачной перспективой его увеличения до конца 2026 года до $16,6 млрд (проект госбюджета на будущий год).
На этом безрадостном фоне госбюджеты последних лет принимаются с большим дефицитом, то есть даже новых долгов не хватает для реализации программ правительства. Между тем это замкнутый круг, так называемая, долговая спираль, когда большой дефицит госбюджета подрывает макрофинансовую стабильность, приводя к росту того же государственного долга. Это может вызвать ухудшение уровня жизни, снижение экспорта и негативно сказаться на социальных программах, что мы уже и наблюдаем в нашей действительности.
Вообще дефицит бюджета считается приемлемым, когда он не превышает 3% ВВП страны, но этот показатель в Армении в текущем году составляет 5,5%, а на следующий год запланирован на уровне 4,5% ВВП. А такой дефицит негативно отражается на всей экономике государства. Уменьшается финансирование социальных программ, сокращается экспорт и снижается уровень жизни населения. Все это приводит к тому, что государство начинается стремительно падать по уровню развития. Это, в свою очередь, приводит к тому, что страна перестает быть привлекательной для иностранных инвестиций, и тем самым уменьшается приток частных финансов. Практически все это мы и видим в реалиях сегодняшней Армении.
В упомянутом сообщении МВФ упоминается проект госбюджета Армении на 2026 год, «предусматривающий дефицит в размере 4,5% ВВП и направленный на сохранение макрофискальной стабильности при поддержке приоритетных расходов, включая социальную защиту, безопасность, здравоохранение, образование и инфраструктуры». МВФ неслучайно упоминает макрофискальную стабильность и дефицит госбюджета в размере 537 млрд драмов в одном ряду, поскольку большой дефицит несет в себе риски и негативные последствия именно для макрофинансовой стабильности.
Что же касается приоритетных расходов правительства, то мы имеем проект главного финансового документа страны на будущий год, в котором расходы на безопасность существенно снижены, а на социальную защиту – не увеличены и даже не индексированы по уровню инфляции. Не вырастут ни МРОТ (минимальный размер оплаты труда), от которого, в частности, зависят ставки зарплаты госслужащих, ни пенсии и пособия. Прибавьте к этому хроническое недовыполнение капитальных программ, то есть инфраструктурные недоделки, и картина приоритетных расходов правительства Пашиняна откроется в полной мере.
И еще одно. МВФ ожидает в Армении по итогам текущего года рост реального ВВП на уровне 5% при заложенном в госбюджете на этот год показателе в 5,1%. Разница вроде бы несущественная, однако обращает на себя внимание то обстоятельство, что в фонде не сбрасывают со счетов «региональные геополитические риски» и необходимость быстрой реализации «транспортных связей, заложенных в основе (вашингтонской) мирной декларации».
Все это похоже на «холодный душ» для властей Армении, которые явно выдают желаемое за действительное, убеждая общественность в том, что мир уже наступил, а региональные транспортные коммуникации вот-вот откроются.