Арест мэра Гюмри Вардана Гукасяна следует рассматривать в общем «пакете» поствыборных фальсификаций, осуществляемых властью премьера Никола Пашиняна, которая не может смириться с народным голосованием. От Ванадзора и до Паракара, от Веди и до Гориса, от Сисиана и до Гюмри – везде, где власть проигрывает, она использует поствыборные механизмы «редактирования» результатов выборов.
ГДЕ-ТО ВЫЯСНЯЕТСЯ, ЧТО МЭР «БЕРЕТ ВЗЯТКИ», в другом случае оказывается, что «победивший оппозиционный мэр торгует городской землей», а в случае с Ереваном власти просто скупили нужное число мандатов из «оппозиционной фракции» «Общественный голос», чем обеспечили себе нужное число мандатов для обеспечения минимально необходимого кворума.
Арест Гукасяна подтверждает мнение ряда экспертов, которые полагают, что законными способами Пашиняну больше не воспроизвестись. Иными словами – победы на выборах у Пашиняна больше никогда не будет. И потому Армению ждут самые масштабные со времен Левона Тер-Петросяна предвыборные и избирательные фальсификации. Первая большая взятка избирателям уже дана: Пашинян не стал дожидаться лета 2026 года и решил сократить срок обязательной воинской службы с 2 до 1,5 лет уже с января 2026 года.
Удар по обороноспособности Пашиняна не беспокоит. Он верит обещаниям Ильхама Алиева и Реджепа Тайипа Эрдогана, которые, по всей видимости, гарантировали стабильность на границах до следующих выборов, а дальше уже будет стоять вопрос роспуска армии, так зачем тянуть с этой взяткой? Отсюда и сегодняшнее решение.
У Пашиняна есть геополитический карт-бланш от «цивилизованного западного мира» и Турции на любые фальсификации. Неслучайно в минуты, когда красные береты штурмовали мэрию Гюмри, министры иностранных дел Армении и Молдовы Арарат Мирзоян и Михай Попшой общались в Люксембурге. Попшой представил опыт проведения выборов в Молдове, в том числе, по части «борьбы с гибридными угрозами и дезинформацией», а также укрепления потенциала институтов, действующих с этой целью.
А каким был этот молдавский опыт? Запрет на участие в выборах отдельным кандидатам и целым политическим объединениям. Создание физических препятствий для участия ряда граждан в выборах (мосты через Днестр были закрыты, и жители Приднестровья были лишены возможности участвовать в выборах). Отстранение от выборов партии «Великая Молдова» без исключения ее из предвыборных бюллетеней. И на все это у властей Молдовы был геополитический карт-бланш.
ВНОВЬ ПОДЧЕРКНЕМ, У ПАШИНЯНА ЕСТЬ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ КАРТ-БЛАНШ на любые действия во время предвыборной кампании, в день голосования и в поствыборный период. Бороться с этим можно синтезом нескольких инструментов: обеспечение максимальной явки на выборах за счет активной предвыборной кампании, «горячая улица» весь период предвыборной кампании (настолько горячая, что ситуация будет практически предреволюционной) и готовность вывести людей на улицы для защиты своих голосов, привезти в страну наблюдателей из-за рубежа (наблюдатели из СНГ, ШОС, Латинской Америки, а также из США, Западной и Восточной Европы) для мониторинга выборов и составления отчетов о голосовании.
Есть еще один важный нюанс: происходящие в последние месяцы события доказали, что именно фактор Турции будет важнейшим при будущей предвыборной кампании, фактор, который, как отмечено, также выдал Пашиняну карт-бланш на любые действия. Этот фактор следует нейтрализовать, но это можно сделать, только сбалансировав его иным геополитическим фактором.
Такова реальность, которая сформировалась после 2023 года, после потери Арцаха и после потери стратегической глубины.
Бениамин МАТЕВОСЯН, политолог