Новый закон о прокуратуре вошел в силу с 1 мая, и о некоторых нюансах, связанных с переменами в полномочиях структуры, вчера рассказал на встрече с журналистами заместитель генерального прокурора РА Геворг ДАНИЕЛЯН.
В ЦЕЛОМ ПОЛОЖИТЕЛЬНО ОЦЕНИВ НОВЫЙ ДОКУМЕНТ, Даниелян заметил, что идеального совершенства в законодательном поле достичь практически невозможно и в данном случае было сделано все, чтобы избрать наименее уязвимый вариант, который будет дополнен соответствующими подзаконнными актами, обеспечивающими эффективность правоохранительной практики.
Среди главных перемен — выделение следственных органов из структуры прокуратуры. Дознание и предварительное следствие будут вестись полицией, СНБ (это и раньше было) , а также следственными органами, формируемыми в налоговой службе, Таможенном комитете, Военной полиции. Даниелян не исключил вероятности сохранения в системе прокуратуры звена, расследующего коррупционные дела.
Отойдя от следствия, прокуратура станет единственной инстанцией, правомочной осуществлять уголовное преследование. Прокуроры будут контролировать ход следствия, а потом защищать дела в судах. И отныне они лишаются возможности упрекать следователей за неважную работу, ибо сами ее контролировали. Это повышает ответственность.
Прокуратура теперь будет защищать государственные интересы не только в судах РА, но и за рубежом. Генеральный прокурор может сам оспаривать конституционность какого-либо правового акта в Конституционном суде. Повышаются требования к кадрам и усложняется порядок их отбора, что уменьшает вероятность произвольных назначений. Самого генпрокурора теперь будет назначать не президент, а НС по представлению президента. Комиссии прокуратуры (этическая и квалификационная) будут рекомендовать соответствующие кадры для выдвижения. В состав комиссий войдут вместе с прокурорами ученые-правоведы.
ВЫВОД СЛЕДСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ДАТИРОВАН 1 ДЕКАБРЯ СЕГО ГОДА, и до этого времени должны найти решения многие кадровые вопросы. Следователям предстоит определиться: остаются ли они прокурорами или переходят в другое ведомство и подчинение.
Ожидаются солидные прибавки в оплате труда. Для наглядности Даниелян разъяснил, что зарплата генпрокурора будет приблизительно соответствовать зарплате члена Кассационного суда (313 тысяч драмов) с дополнительным учетом стажа и звания. Это намечается сделать с 1 января 2008 года.
— На первых порах действия нового закона о прокуратуре, естественно, неизбежны сложности, — заметил Г. Даниелян. — Притирка, внесение соответствующих изменений в другие правовые акты потребуют времени. Однако в результате мы рассчитываем повысить уровень профессионализма в структуре. Закон позволит уменьшить количество посредственных кадров, улучшить защиту обвинения в судах, а значит, будет способствовать прогрессу в деле защиты прав граждан и государственных интересов.