Логотип

РЕПРЕССИИ НА ОСНОВЕ ДВОЙНЫХ СТАНДАРТОВ

Жители общины Шенгавит еще в июне вздохнули с облегчением: Размик Мкртчян покинул должность тахапета, а в октябре и ряды ГД. В кресле тахапета он провел 7 лет. 10 июня представил заявление об уходе с должности, а через несколько дней ему предъявили обвинение. 14 июня арестовали. Потом мера пресечения была заменена на домашний арест, а 13 октября домашний арест заменили административным надзором. 14 октября Мкртчян объявил о выходе из ГД.

 ПРИСТАЛЬНЫЕ ЧИТАТЕЛИ «ГОЛОСА», ВОЗМОЖНО, ПОМНЯТ ДЕТАЛИ СКАНДАЛЬНОЙ ИСТОРИИ С ИЗБИЕНИЕМ председателя совета ГД в Шенгавите Тиграна Макаряна, а тем, кто забыл, напомню, что Макарян выступил с критикой деятельности Мкртчяна, предложив членам совета, куда входил и Мкртчян, обсудить вопрос. Макарян занимает солидную должность в министерстве экономики, его критика касалась вопросов хозяйствования, а, точнее, злоупотреблений в общине. За Мкртчяном числилось много грешков, включая связи с местными полукриминальными кругами.

 После этой инициативы Макаряна пригласили в дом общих друзей, где подвергли жестокому избиению, в котором участвовал и Мкртчян. У руководителя административной единицы и прежде была репутация человека, привыкшего решать все вопросы при помощи силы, но на этот раз жертвой побоев оказался член ГД. Пашиняну доложили об инциденте, он потребовал, чтобы Мкртчяна наказали.

 Инцидент с побоями — типичное явление для ГД не только в столице, но и в марзах. Руководители местного уровня с партбилетами ГД часто прибегают к решению вопросов при помощи силы. Достаточно вспомнить нападение с ножом на посетителя со стороны мэра города Степанаван Армена Григоряна, избиение старосты деревни Одзун Арсена Титаняна сразу после выхода из кабинета ныне уже экс-марзпета Лори Арама Хачатряна и десятки других примеров. На сей раз насилие не осталось безнаказанным только по той причине, что потерпевшим оказался член ГД. Мкртчян принадлежал к близкому окружению мэра Тиграна Авиняна, однако после столь вопиющего инцидента Авинян не смог его защитить. Следствие близится к завершению, а Мкртчян на днях заявил журналистам, что никогда не жалеет о том, что сделал, стало быть, избил товарища по партии и правильно сделал!

 За подстрекательство к групповому избиению и участие в избиении Мкртчян получил меру пресечения в виде административного надзора. Для сравнения: архиепископ Микаэл Аджапахян провел несколько месяцев в тюрьме, после чего был осужден на 2 года лишения свободы за фразу в прошедшем времени про необходимость смены власти. В этом деле нет потерпевших, есть только осужденный.

Предпринимателю и благотворителю Самвелу Карапетяну продлили меру пресечения после 4-х месяцев ареста еще на 30 дней только за фразу о готовности оказать поддержку Армянской Апостольской Святой Церкви «нашим способом», если у политиков не получится. Адвоката Александра Кочубаева подвергли 2-месячному аресту за запись на FB.

ДЛЯ СРАВНЕНИЯ: В 2008 г. ПОДВЫПИВШИЙ АРКАДИЙ ПЕЛЕШЯН («АКА») ВМЕСТЕ С ДРУЗЬЯМИ УСТРОИЛ ПОГРОМ в одном из магазинов Ванадзора, перебил алкогольную продукцию, при этом нецензурно выражался. Отделался штрафом по решению суда на сумму 150 тыс. драмов. В 2016 г. Пелешян избил духовного лидера Армянской Евангелистской церкви Рафика Григоряна за то, что тот не поддержал его кандидатуру на местных выборах. В избиении на стороне Пелешяна участвовало 15 человек. Пелешяна арестовали, но сразу отпустили, потому что Григорян забрал заявление из полиции, очевидно, опасаясь за собственную жизнь и жизнь своих близких.

 В декларации, которую Пелешян заполнил в качестве и. о. мэра Ванадзора, не указано дорогостоящее движимое и недвижимое имущество, иными словами, у Пелешяна нет ни собственного дома, ни автомобиля. У него только одна недвижимость в виде общественного строения. У Пелешяна нет также банковских вкладов, а на счету только сумма, полученная от марзовой администрации в виде заработной платы.

 В нарушение столь благостной картины сообщу, что в свое время Пелешян выступил гарантом по кредиту на сумму в 16 тыс. долларов, выданную банком «СЕФ интернейшнл» некоему Ашоту Маркосяну. В результате недобросовестных выплат со стороны получателя Пелешяна обязали возместить кредитной организации 7 тыс. 500 долларов. Сам Пелешян получил от банка «Акба кредит агриколь» 2 тыс. 380 долларов. Позже по причине недобросовестного выполнения обязательств перед банком суд присудил изъять у него 1 тыс. 330 долларов.

Напомню, что Пелешян был назначен Пашиняном на должность и. о. мэра в 2022 г., хотя список, который возглавил «Ака» на выборах 2021 г. в совет общины, пришел к финишу третьим. Победу одержал список, возглавляемый Мамиконом Асланяном, которого сразу после выборов заключили под арест, чтобы он не успел вернуться в кресло градоначальника по итогам голосования членов совета, где большинство голосов принадлежит блоку «Мамикон Асланян». Асланяну предъявлен типовой набор обвинений в связи с отчуждением общинной собственности.

 Для сравнения: «Аку» со скандальным прошлым и криминальными связями никто не беспокоит, Антикоррупционный комитет не подверг ревизии декларацию, где явно указано не все, чем владеет и. о. мэра. После выборов 2021 г. городское хозяйство Ванадзора пришло в полный упадок, однако все внимание властей сосредоточено на персоне мэра Гюмри Вардана Гукасяна. По итогам проверок Антикоррупционного комитета Гукасян 20 октября был задержан, а потом арестован на 2 месяца. Почему Антикоррупционный комитет игнорирует бесчисленные публикации о действиях мэра Дилижана Давида Саркисяна по отчуждению земельных участков и другой общинной собственности?

 Ответ прост, как газета «Гудок»: Саркисян — назначенец Пашиняна, он был избран мэром после того, как провел несколько месяцев в статусе и. о. С 2021 г. его имя постоянно фигурирует в публикациях о нарушениях, но Антикоррупционный комитет на эти сигналы не реагирует, так как Саркисян является членом ГД. Обвинения в незаконном отчуждении общинной собственности были предъявлены всем руководителям сельских и городских общин, которые не вписались в формат ГД, то есть, не пожелали стать перебежчиками. Подобные обвинения были предъявлены 14 руководителям общин, которые обратились в КС с иском о противоречии Конституции изменений, внесенных в закон » Об органах местного самоуправления».

 РЕЧЬ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ, ПОЗВОЛЯЮЩИХ ГЛАВЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА НАЗНАЧАТЬ И. О. РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБЩИН ГОРОДСКОГО ТИПА. В общинах сельского типа эта прерогатива принадлежит марзпетам. Иск руководителей общин был вполне обоснованным: согласно Основному закону, должность руководителя общины является выборной, право премьера и марзпетов назначать на эти должности людей в статусе и. о. за несколько месяцев до выборов противоречит Конституции. За то время, пока КС откладывал заседания по иску, большинство истцов подало в отставку.

 В настоящее время двойные стандарты кадровой политики проявляются не только в пристальном внимании следственных органов к отдельным руководителям местного уровня (по прямой наводке Пашиняна), но и приводят к сокращению госдотаций общинам, которыми руководят не те, кого назначил Пашинян, а те, кого избрали жители.

1 октября Пашинян произнес с трибуны парламента фразу про то, что Гукасяна «следует вышвырнуть из политики», а 20 октября мэр Гюмри уже был арестован, причем, к типовому обвинению по поводу отчуждения общинной собственности добавилась взятка в особо крупном размере. На самом деле, взятка существовала только в записи прослушанного телефонного разговора, которая не является законно добытым вещественным доказательством. На вопрос, на каком основании прослушивались телефонные разговоры Гукасяна, вице-спикер Рубен Рубинян дал поистине сногсшибательный ответ: «Потому что Варданик — потенциальный преступник». Если так рассуждает член руководства законодательного органа власти, то чего можно требовать с органов следствия!

 Адвокат мэра сразу указал на то, что обвинение строится на событиях с 2024 г. по февраль 2025 г., когда Гукасян не был руководителем общины. Из семи предъявленных обвинений только одно касается полугодового периода его пребывания в должности мэра. Сотрудники СНБ побоялись вывести Гукасяна с парадного входа: собравшиеся у мэрии жители Гюмри могли отбить у малиновых беретов законно избранного градоначальника. 33 активиста задержаны по обвинению в уличных беспорядках…

 Пелешяна ванадзорцы не любят, однако он продолжит и дальше управлять укрупненной общиной. Его никто не контролирует, никто не хочет вышвырнуть из политики, никто не подвергает сомнению его декларацию о доходах, ведь речь идет о назначенце Пашиняна! Подобной неприкосновенностью пользуется и мэр Дилижана Саркисян, а также градоначальник Веди Гарик по прозвищу «Крокодил» и прочие руководители общин с партбилетом ГД.

Оппозиционным руководителям местного уровня продолжают предъявлять типовые обвинения по поводу отчуждения общинной собственности с нарушением условий тендера. В обвинениях фигурируют поддельные документы, взятки и проч. Исключением стал ныне уже бывший мэр Алаверди Аркадий Тамазян. Компромат искали долго, но ничего не нашли. Это то самое исключение, которое только подтверждает правило. Гукасяну еще повезло: ему грозит только тюремный срок, тогда как законно избранного руководителя общины Паракар Володю Григоряна убили, а теперь пытаются списать политическое убийство на сведение личных счетов…