Логотип

БЕЗ ОСОБЫХ СЮРПРИЗОВ

Ну вот и завершились очередные парламентские выборы. Общая оценка: они на голову отличались от выборов предыдущих в хорошем смысле этого слова. Выборы приятно удивили как в плане лучшей организации избирательного процесса, так и в плане активности политических сил, принимавших участие в избирательной кампании, и активности избирателя. Наверняка, где-то что-то было не так, и об этом будут отдельные разговоры, но в целом выборы состоялись, волеизъявление граждан осуществлено и особых сюрпризов не наблюдалось.
Безусловный фаворит выборов — РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПАРТИЯ АРМЕНИИ — убедительно подтвердила свои амбиции, победив на большинстве избирательных участков как по мажоритарной, так и по пропорциональной системе. Партия проводила активную избирательную кампанию, ключевой фигурой которой был ее лидер — премьер-министр Серж Саркисян. Избирательная кампания была удачной, по ее ходу рейтинг РПА имел тенденцию к росту. По предварительным данным, РПА набрала 32, 89% голосов, в Ереване — чуть меньше, в марзах — чуть больше. В конечном итоге этот процент увеличится за счет процентов непроходных партий, которые дружно отбирали друг у друга голоса в пользу фаворитов. В результате порядка 25% поделят между собой фавориты избирательной кампании, больше всего достанется именно РПА и вкупе с депутатами, прошедшими от партии по мажоритарным округам, у РПА наберется депутатских мандатов вплотную к абсолютному парламентскому большинству. Результат — прогнозируемый и подтвержденный соцопросами (напомним, что прогноз "ГА" за 10 дней до выборов отводил РПА под 60 депутатских мандатов).
"БАРГАВАЧ АЙАСТАН" начинала избирательную кампанию чуть ли не в качестве фаворита, поскольку подняла свой рейтинг до старта избирательной кампании в основном за счет благотворительной деятельности фонда "Гагик Царукян". Однако уже после официального старта избирательного марафона все наблюдатели отмечали неуклонное снижение рейтинга "Баргавач": партия теряла голоса в противостоянии с опытными конкурентами. Нельзя не отметить, что в итоге партия набрала чуть ли не вдвое меньше голосов, чем официально объявленная ее руководителями численность партии. В итоге разница голосов по партийным спискам между идущей на втором месте "Баргавач" и идущей на третьем АРФД составила всего 2%: у "Баргавач", по предварительным данным 14, 71%, у АРФД — 12, 75%. Другое дело, что "Баргавач Айастан", в отличие от дашнакцаканов, была более активна в мажоритарных округах, что позволяет ей в целом претендовать почти на 1/5 депутатских мандатов, что мы и предполагали за 10 дней до выборов.
АРФ "ДАШНАКЦУТЮН
". До начала выборов прогнозы разнились. Некоторые недоброжелатели даже полагали, что у партии могут будут проблемы с прохождением 5%-ного рубежа. В качестве аргументации приводили доводы о небольшой численности партии, плюс доводы о падении рейтинга "Дашнакцутюн" за период участия в коалиционном правительстве. В среднем партии отводили 7-8%. Однако за счет большей активности партии в ходе официальной избирательной кампании (возможно, самой активной избирательной кампании по сравнению с другими политическими силами) , за счет концентрации ресурсов партии удалось опровергнуть прогнозы скептиков и чуть ли не вдвое повысить свой рейтинг. В результате, если по итогам парламентских выборов 2003 года АРФД имела в парламенте 11 депутатов, то сейчас это число увеличится. Можно предположить, что после подведения окончательных итогов (за счет голосов, потерянных непроходными партиями) фракция АРФД может состоять из примерно 15 депутатов. Это успех, пусть и не такой, какой хотели бы иметь сами дашнакцаканы.
"ОРИНАЦ ЕРКИР". В отличие от АРФД, в случае с "ОЕ" все наоборот: партия почти вдвое потеряла свои голоса, поскольку до выборов ей отводили порядка 13%. За счет чего произошла это потеря, полагаем, всем известно, а потому не будем сыпать лишней соли на раны "законников". Заметим, что, по всей видимости, партию все-таки "спасла" созданная в свое время хорошая организационная структура, что позволило "ОЕ" удержаться в 7 проходных процентах.
Напомним, что в нашем прогнозе мы указывали вышеназванные четыре партии как заведомо проходные. Затем мы выделили блок из трех партии, заметив, что у этих партий есть шанс оказаться в парламенте, но этот шанс еще предстоит реализовать. Речь шла о "Национальном единении", "Наследии" и НПА Степана Демирчяна.Реализовать свой шанс удалось только "НАСЛЕДИЮ", как и предполагалось, в большей степени за счет харизмы и деятельности одного человека — лидера партии Раффи Ованнисяна. Избиратель был не прочь видеть в парламенте свежую струю и Раффи Ованнисяну удалось занять эту нишу и стать главной, пусть и прогнозируемой, но сенсацией политического сезона. Мы указывали, что главная проблема "Наследия" в слабой организационной структуре, что в первую очередь важно для того, чтобы набирать голоса не только в Ереване, но и в марзах. Сюрпризов не произошло: поданные за "Наследие" голоса в большинстве своем — ереванские голоса. У партии низкий процент в марзах, но в Ереване на некоторых участках "Наследие" была даже первой и за счет этого сумела перешагнуть 5%-ный рубеж.
Увы, ни "НАЦИОНАЛЬНОМУ ЕДИНЕНИЮ", ни НАРОДНОЙ ПАРТИИ АРМЕНИИ свой шанс реализовать не удалось. Результаты этих партий указывают, что им не удалось вернуть доверие своего избирателя, доверие, основательно пошатнувшееся за последние годы в результате не очень вразумительной политической деятельности и отсутствия политического почерка. Оппозиционный электорат сегодня желает делать свою ставку на другие политические силы. Не исключено, что "НЕ" удастся несколько реабилитировать себя в ходе президентских выборов 2008 года, но это уже другая тема.
До выборов мы также выделили группу партий, стоящих вплотную к 5%-ному рубежу, но не преодолевающих этот барьер на момент написания нашего прогноза. Мы писали: для того, чтобы оказаться в парламенте, этим партиям надо совершить в последнюю агитационную неделю маленькое избирательное чудо в стиле Гурген Арсенян-2003. Увы, ни одной из партий, включенных нами в эту группу, этого чуда сотворить не удалось, в том числе и самому лидеру ОТП Гургену Арсеняну. Он немного недотянул: у ОТП 4, 26%, не хватает самой малости, какой-нибудь пары тысяч голосов, но. . . не хватает. Не дотянул до 5% и Тигран Карапетович. Его активной деятельности в предизбирательный период для прохождения в парламент оказалось недостаточно. Любители "свежатины" предпочли Раффи Ованнисяна. Не будет в парламенте и "Дашинка", хотя некоторые кандидаты от партии в мажоритарных округах имели определенные шансы.
Ну и, наконец, о радикалах. Результаты выборов лишний раз подтвердили избитую, но справедливую мысль о том, что у них был бы шанс преодолеть 5%-ный барьер, если бы они пошли на выборы единым списком. Если бы да кабы. Этого не произошло. Предсказуемый результат очевиден: митинговавшие вместе радикалы отбирали друг у друга голоса и как следствие этого — ни "Новые времена", ни "Импичмент", ни "Республика" в парламенте представлены не будут.

Ну вот и завершились очередные парламентские выборы. Общая оценка: они на голову отличались от выборов предыдущих в хорошем смысле этого слова. Выборы приятно удивили как в плане лучшей организации избирательного процесса, так и в плане активности политических сил, принимавших участие в избирательной кампании, и активности избирателя. Наверняка, где-то что-то было не так, и об этом будут отдельные разговоры, но в целом выборы состоялись, волеизъявление граждан осуществлено и особых сюрпризов не наблюдалось.
Безусловный фаворит выборов — РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПАРТИЯ АРМЕНИИ — убедительно подтвердила свои амбиции, победив на большинстве избирательных участков как по мажоритарной, так и по пропорциональной системе. Партия проводила активную избирательную кампанию, ключевой фигурой которой был ее лидер — премьер-министр Серж Саркисян. Избирательная кампания была удачной, по ее ходу рейтинг РПА имел тенденцию к росту. По предварительным данным, РПА набрала 33, 8% голосов, в Ереване — чуть меньше, в марзах — чуть больше. В конечном итоге этот процент увеличится за счет процентов непроходных партий, которые дружно отбирали друг у друга голоса в пользу фаворитов. В результате порядка 25% поделят между собой фавориты избирательной кампании, больше всего достанется именно РПА и вкупе с депутатами, прошедшими от партии по мажоритарным округам, у РПА наберется депутатских мандатов вплотную к абсолютному парламентскому большинству. Результат — прогнозируемый и подтвержденный соцопросами (напомним, что прогноз "ГА" за 10 дней до выборов отводил РПА под 60 депутатских мандатов).
"БАРГАВАЧ АЙАСТАН" начинала избирательную кампанию чуть ли не в качестве фаворита, поскольку подняла свой рейтинг до старта избирательной кампании в основном за счет благотворительной деятельности фонда "Гагик Царукян". Однако уже после официального старта избирательного марафона все наблюдатели отмечали неуклонное снижение рейтинга "Баргавач": партия теряла голоса в противостоянии с опытными конкурентами. Нельзя не отметить, что в итоге партия набрала чуть ли не вдвое меньше голосов, чем официально объявленная ее руководителями численность партии. В итоге разница голосов по партийным спискам между идущей на втором месте "Баргавач" и идущей на третьем АРФД составила всего 2%: у "Баргавач", по предварительным данным 15, 1%, у АРФД — 13, 1%. Другое дело, что "Баргавач Айастан", в отличие от дашнакцаканов, была более активна в мажоритарных округах, что позволяет ей в целом претендовать почти на 1/5 депутатских мандатов, что мы и предполагали за 10 дней до выборов.
АРФ "ДАШНАКЦУТЮН
". До начала выборов прогнозы разнились. Некоторые недоброжелатели даже полагали, что у партии могут будут проблемы с прохождением 5%-ного рубежа. В качестве аргументации приводили доводы о небольшой численности партии, плюс доводы о падении рейтинга "Дашнакцутюн" за период участия в коалиционном правительстве. В среднем партии отводили 7-8%. Однако за счет большей активности партии в ходе официальной избирательной кампании (возможно, самой активной избирательной кампании по сравнению с другими политическими силами) , за счет концентрации ресурсов партии удалось опровергнуть прогнозы скептиков и чуть ли не вдвое повысить свой рейтинг. В результате, если по итогам парламентских выборов 2003 года АРФД имела в парламенте 11 депутатов, то сейчас это число увеличится. Можно предположить, что после подведения окончательных итогов (за счет голосов, потерянных непроходными партиями) фракция АРФД может состоять из примерно 15 депутатов. Это успех, пусть и не такой, какой хотели бы иметь сами дашнакцаканы.
"ОРИНАЦ ЕРКИР". В отличие от АРФД, в случае с "ОЕ" все наоборот: партия почти вдвое потеряла свои голоса, поскольку до выборов ей отводили порядка 13%. За счет чего произошла это потеря, полагаем, всем известно, а потому не будем сыпать лишней соли на раны "законников". Заметим, что, по всей видимости, партию все-таки "спасла" созданная в свое время хорошая организационная структура, что позволило "ОЕ" удержаться в 7 проходных процентах.
Напомним, что в нашем прогнозе мы указывали вышеназванные четыре партии как заведомо проходные. Затем мы выделили блок из трех партии, заметив, что у этих партий есть шанс оказаться в парламенте, но этот шанс еще предстоит реализовать. Речь шла о "Национальном единении", "Наследии" и НПА Степана Демирчяна.Реализовать свой шанс удалось только "НАСЛЕДИЮ", как и предполагалось, в большей степени за счет харизмы и деятельности одного человека — лидера партии Раффи Ованнисяна. Избиратель был не прочь видеть в парламенте свежую струю и Раффи Ованнисяну удалось занять эту нишу и стать главной, пусть и прогнозируемой, но сенсацией политического сезона. Мы указывали, что главная проблема "Наследия" в слабой организационной структуре, что в первую очередь важно для того, чтобы набирать голоса не только в Ереване, но и в марзах. Сюрпризов не произошло: поданные за "Наследие" голоса в большинстве своем — ереванские голоса. У партии низкий процент в марзах, но в Ереване на некоторых участках "Наследие" была даже первой и за счет этого сумела перешагнуть 5%-ный рубеж.
Увы, ни "НАЦИОНАЛЬНОМУ ЕДИНЕНИЮ", ни НАРОДНОЙ ПАРТИИ АРМЕНИИ свой шанс реализовать не удалось. Результаты этих партий указывают, что им не удалось вернуть доверие своего избирателя, доверие, основательно пошатнувшееся за последние годы в результате не очень вразумительной политической деятельности и отсутствия политического почерка. Оппозиционный электорат сегодня желает делать свою ставку на другие политические силы. Не исключено, что "НЕ" удастся несколько реабилитировать себя в ходе президентских выборов 2008 года, но это уже другая тема.
До выборов мы также выделили группу партий, стоящих вплотную к 5%-ному рубежу, но не преодолевающих этот барьер на момент написания нашего прогноза. Мы писали: для того, чтобы оказаться в парламенте, этим партиям надо совершить в последнюю агитационную неделю маленькое избирательное чудо в стиле Гурген Арсенян-2003. Увы, ни одной из партий, включенных нами в эту группу, этого чуда сотворить не удалось, в том числе и самому лидеру ОТП Гургену Арсеняну. Он немного недотянул: у ОТП 4, 4%, не хватает самой малости, какой-нибудь пары тысяч голосов, но. . . не хватает. Не дотянул до 5% и Тигран Карапетович. Его активной деятельности в предизбирательный период для прохождения в парламент оказалось недостаточно. Любители "свежатины" предпочли Раффи Ованнисяна. Не будет в парламенте и "Дашинка", хотя некоторые кандидаты от партии в мажоритарных округах имели определенные шансы.
Ну и, наконец, о радикалах. Результаты выборов лишний раз подтвердили избитую, но справедливую мысль о том, что у них был бы шанс преодолеть 5%-ный барьер, если бы они пошли на выборы единым списком. Если бы да кабы. Этого не произошло. Предсказуемый результат очевиден: митинговавшие вместе радикалы отбирали друг у друга голоса и как следствие этого — ни "Новые времена", ни "Импичмент", ни "Республика" в парламенте представлены не будут.