Недавно ко мне за советом обратились бывшие сотрудники гюмрийского отделения "АрмРосгазпрома": их уволили с работы без производства полного расчета. Я посоветовал обратиться за содействием к начальнику ширакского регионального центра Государственной инспекции по труду Егише Назаретяну.
Почему нарушения трудового законодательства в Ширакской области носят системный характер? Этот вопрос в последнее время все чаще муссируется общественными организациями. Недавно в клубе журналистов "Аспарез" они точно определили характер социальной болезни: в условиях тотальной безработицы создается переизбыток рабочих рук, чем в немалой мере пользуется работодатель, принимая на работу подчас без письменного договора, на основании устного соглашения, скрывая тем самым от пенсионного фонда и налоговой службы не только реальное количество своих сотрудников, но и производственные мощности. Что касается работников, то острая нужда и необходимость прокормить семью заставляют их соглашаться на любые кабальные условия работодателя.
НЕГЛАСНОЕ ТРУДОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ между ними налагает определенные обязательства: достаточно в организации объявиться, допустим, сотрудникам инспекции по труду, как тут же выясняется, что "лишние" рабочие руки — это ближайшие родственники рабочих или самого работодателя, которые "зашли на минутку". Не разорвать этот порочный круг, тем более что недавним правительственным решением организации вместо квартальных отчетов должны сдавать инспекции по труду годовые отчеты, а проверки должны проводиться раз в году в течение 15 дней.
Винить в "порочном круге" только жадных детей лейтенанта Шмидта не приходится: только в 2004г. в нашей стране было принято новое трудовое законодательство, фактически 13 лет мы обходились трудовым законодательством советского образца, которое в условиях новых рыночных отношений бездействовало. Выходит, все эти годы на рынке труда царила полная анархия, ставшая неотъемлемой частью общественного сознания, так что убедить общество в том, что рынок труда регулируем, — достаточно сложная задача.
Лишь после принятия трудового законодательства в республике была сформирована Государственная инспекция по труду. Естественно, в условиях "круговой поруки" преждевременно говорить о подвижках областной структуры, но есть надежда, что государственный надзор над сферой труда внесет свои коррективы. Почему бы в данном случае не востребовать потенциальные возможности общественных организаций?
— ПО ДАННЫМ ГОСРЕГИСТРА, — говорит Егише НАЗАРЕТЯН, — в Ширакской области 6300 физических лиц и организаций, занимающихся предпринимательством, однако нашему региональному центру отчеты сдают лишь 2300 из них: остальные 4000 временно прекратили производственную деятельность. Приблизительно те же цифры фигурируют и в отчетах налоговой службы, однако есть все основания полагать, что они не отражают реального положения дел. Поэтому решено провести выборочную проверку "бездействующих" организаций.
Несмотря на все ухищрения работодателей, нам все же удается выявить работающих лиц, с которыми организации не имеют трудовых соглашений. Это — общества с ограниченной ответственностью "Элав", "Ворди Смбат", "Седанж", "Бизнес-элита" и др. Выплатили они наши штрафы — от 50 до 100 тыс. драмов с превеликим удовольствием: еще бы, при выявлении данного нарушения другими организациями они не отделались бы так легко.
Мне искренне жаль гюмрийцев, вынужденных ради сиюминутной выгоды идти на поводу у работодателя: неужели трудно понять, что тем самым они обрекают себя на нищенскую старость?
Люди сами должны отстаивать свои права, но только однажды ко мне пришли с жалобой на своего работодателя. Ими оказались сотрудники "АрмРосгазпрома", которых вы отослали ко мне. Я им помог, и все же. . .