Логотип

3 МЛН ДРАМОВ ДОРОЖЕ 3 МЛН ТОНН ЗЕРНА?

После публикации материала "Поле чудес артикского селекционера" ("ГА", 14. 12. 2006г.) прошло четыре месяца. Поначалу, как и следовало ожидать, были отклики. Шуточное ли дело, когда герой репортажа предлагает решить хлебный вопрос страны! Звонили не простые люди — бывший министр сельского хозяйства, академик, ректоры вузов, несомненно, люди одаренные, обладающие аналитическим умом, способные отличить зерна от плевел. Обещали приехать или прислать специалистов. . .
Но, очевидно, политическое поле, опередившее естественный приход весны, притупило интерес к важнейшей государственной проблеме — зерновой независимости. Стране, находящейся в экономической блокаде, народный селекционер предлагает распространить выведенный им сорт озимой пшеницы — именно в этом суть заявления Мкртыча Налграняна.
— В мои 72 года, говорит он, я не собираюсь выставлять себя на посмешище. За 20 лет проведено множество опытов. Результат не оставляет места сомнениям: последние семь лет получаю стабильный урожай. В прошлом году из 500 граммов семян выращено 85 кг пшеницы. Ни в каких производственных экспериментах не нуждаюсь. Дальнейшие расчеты показывают, что из одной тонны семян можно получить 170 т урожая.
Они разбрасывают на гектар земли 350 кг семян, я — 70 кг. Чтобы вырастить одну тысячу тонн зерна, они возделывают 300 га земли, мой сорт эту тысячу дает на 70 га, что в свою очередь сокращает расходы на посевную и уборку в 4 раза.
С расчетами НАЛГРАНЯНА знакомы специалисты, снявшие в прошлом году на видео процесс посева, созревания, уборки рекордных 85 кг. Но до сих пор ими не дано заключения. Ему только по телефону сообщили, что его результаты "многие признали, но меньшинство против". Почему "против" — никаких объяснений. Неопределенность, говорит Налгранян, мешает работать. Есть задумка получить многолетние семена еще одного нового сорта. Так имеет ли смысл продолжать опыты?
Непризнанный народный академик остается один на один со своим полем. Равнодушие и недоброжелательность отдельных лиц поставили деда Мкртыча перед выбором: или продать свой сорт, или пустить его в производство, но в этом случае нужны деньги, которых у него нет. Арифметика здесь простая: есть запас семян на 2 га, на будущий год они могут дать семена для посева 30 га, на третий или четвертый год можно получить урожай в 1 млн тонн. Это столько, сколько ежегодно ввозится на нужды страны. Но чтобы начать, необходим капитал в 2-3 млн драмов. Но эта сумма сегодня весит больше, чем гипотетический миллион тонн зерна.Приведем еще пару цифр. Лидер партии "Национальное единение" Арташес Гегамян утверждает, что по всей Армении обрабатывается не более 200 тыс. га земли. Из сорта Налграняна на этих площадях можно вырастить до 3 млн тонн урожая, считает Федор АКОПЯН, проработавший 40 лет главным агрономом сельхозуправления бывшего Артикского района. С 1994г. Акопян работал в Армянской технологической группе, занимающейся посевами и производством зерна.
— В те годы мы добились хороших результатов. В частности, в селе Аревшат из американского сорта я вырастил небывалый урожай — 91 центнер. Но мы тогда не сумели убедить крестьян не сеять на гектаре более 100-105 кг. До сих пор все думают — чем больше разбросаешь семян, тем лучше. Такой способ в корне ошибочен. Наоборот, разреженный посев при соблюдении светового и водного режима, нормального фона удобрений может дать тяжелый колос.
Повторюсь, мой аревшатский рекорд был получен из привозного сорта. Но лучше, конечно, как считал Вавилов, для выведения новых сортов пшеницы брать дикорастущие семена с берегов Аракса. Скорей всего, Налгранян так и поступил, поэтому и получил высокопроизводительное зерно.
Вернемся к нашему герою, который продолжает удивлять своими заявлениями: "У меня есть еще два сорта зерновых, но пока первый не пойдет в производство, их тайна останется во мне".
Дед Мкртыч, сдерживая раздражение, делится своими мыслями: "Двадцать лет ушло на поиск, а все пытаются выведать, каким образом ты вырастил зерно. Просят, дай, попробуем, но никто не говорит, давай помогу. В этом месяце решился и пошел по избирательным штабам, там, говорят, собираются деньги раздавать.
М. Налгранян, пообщавшись с агитаторами, убедился, что в партийном многоголосии его просьба — пустой звук. Ему так и заявили в одном из штабов. Какое зерно, все средства направлены на выборы!
Сейчас М. Налгранян ждет встречи с министром сельского хозяйства Давидом Локяном. Может быть, министр сумеет определить, что дороже: 3 млн драмов или 3 млн тонн зерна?