Логотип

САМОГИПНОЗ,

который опасен тем, что искажает реальность
Российский МИД подверг резкой критике своих американских коллег в связи с отказом Госдепартамента США выдать въездную визу министру иностранных дел Абхазии Сергею Шамба. В комментарии департамента информации и печати МИД РФ говорится, что тем самым "Госдепартамент США фактически воспрепятствовал проведению неофициальной встречи абхазского представителя с членами Совета Безопасности ООН накануне переговоров по согласованию текста новой резолюции по вопросам урегулирования грузино-абхазского конфликта".
Далее текст официального заявления российского внешнеполитического ведомства также весьма примечателен: "В Москве такая позиция американского дипломатического ведомства вызывает непонимание и серьезные вопросы: абхазская сторона, являющаяся одной из официально признанных сторон в конфликте, имеет полное право, наряду с Грузией, напрямую доносить до международных участников процесса урегулирования свои взгляды по существу касающихся ее положений резолюции".
Разногласия России и США по всему комплексу проблем, связанных с неурегулированными конфликтами, растут как снежный ком. Не так давно состоялось заседание Совета Безопасности ООН по косовскому Плану Ахтисаари, согласно которому край получает фактическую независимость. Недвусмысленная угроза вето со стороны России заставила Запад спешно перестраивать боевые порядки своей дипломатии в косовском вопросе. Бывший представитель США в ООН Ричард Холбрук, один из дирижеров балканской резни начала 1990-х и последующего боснийского "замирения", предупредил, что "отсрочка и выхолащивание плана или наложение вето на предоставление Косово независимости под наблюдением миссии Евросоюза будет иметь кровопролитные последствия и ответственность за них будет нести Россия".
Подобный шантаж с угрозой развязать на Балканах новую бойню вызвал крайне негативную реакцию Москвы, а скандал вокруг несостоявшегося визита абхазской делегации в Нью-Йорк лишь усилил взаимное недоверие и подозрения. При этом периодически приходится слышать, что существует все же один конфликт, в подходах к урегулированию которого Россия, США и Европа солидарны как ни в каком другом вопросе. Имеется в виду карабахский конфликт, где посредники изо всех сил стараются соблюсти политес и продемонстрировать единство подходов.
Очередное подтверждение этой позиции пришло из Еревана, где с рабочим визитом побывал российский министр иностранных дел. По словам С. Лаврова, нагорно-карабахский конфликт гораздо более, чем любой другой, претендует на статус уникального, и не потому, что к Нагорному Карабаху применимы какие-то иные, нежели заложенные в международном праве принципы, а потому, что "в практическом плане это, наверное, единственный конфликт, где интересы России, США и ЕС абсолютно не противоречат друг другу и не противоречат интересам самих конфликтующих сторон". Эти слова откровенно удивляют.
За что Карабаху выпало такое "счастье", о котором объявил С. Лавров, не очень понятно. Возникает ощущение, что у российского министра есть поручение продемонстрировать пусть какой-то положительный пример успешного взаимодействия Москвы и Bашингтона в урегулировании хотя бы одного "замороженного" конфликта. Не получается! Несмотря на то что и Москва, и Вашингтон беспрестанно декларируют безальтернативность Минской группы ОБСЕ, ее многолетняя посредническая деятельность зашла в тупик. Да и сложно ожидать иного, учитывая, что Минская группа изначально была продуктом политического консенсуса ведущих мировых игроков (США, Россия, ЕС) без четко оформленного мандата, а следовательно, и внятных полномочий.
За время, прошедшее после заключения в 1994 году усилиями России перемирия по Карабаху, США предприняли самые активные действия по форсированному военно-политическому и экономическому проникновению в Закавказье. Соответственно, трансформировалась и роль Минской группы, которая фактически превратилась в инструмент реализации интересов США в регионе.
Сопредседателем группы с американской стороны является Мэтью Брайза, долгое время продвигавший американские энергетические проекты на постсоветском пространстве и продолжающий заниматься этим в настоящее время. Неравнодушен он и к "иранской проблеме". В ходе пресс-конференции 30 марта в Тбилиси Брайза заявил, что "США рассчитывают в случае необходимости на использование аэродрома в Азербайджане для военных целей". Многими это было расценено как еще одно доказательство намерения Вашингтона разрешить "иранскую проблему" силой. А в этом случае последствия могут быть самыми неблагоприятными как для Армении и НКР, так и для Азербайджана.
Российский сопредседатель Минской группы Ю. Мерзляков полагает, что рост напряженности вокруг Ирана отдалит решение карабахской проблемы и может привести к ее повторному "замораживанию". Однако для американского коллеги Ю. Мерзлякова компромиссное и мирное решение карабахского вопроса не является самоцелью — оно полностью подчинено решению более "глобальных" задач, связанных не в последнюю очередь с окончательным вытеснением России из Закавказья. Говорить о каком бы то ни было совпадении интересов России и США в карабахском вопросе не приходится — точно так же, как в косовском, абхазском и югоосетинском вопросах. И как бы дипломаты ни стремились уверить общественность в обратном, их уверения все больше смахивают на самогипноз, который опасен тем, что искажает реальность.
Для того, кто не хочет и дальше топтаться в урегулировании карабахской проблемы на месте, единственно конструктивным является рассмотрение вопроса о дальнейшем пребывании России в составе Минской группы ОБСЕ и возвращении к исходному переговорному формату, закрепленному Будапештским саммитом ОБСЕ 1994 года и последующими решениями. В соответствии с этим форматом участников переговоров по Карабаху трое — Азербайджан, Армения и Нагорно-Карабахская Республика, статус которой в качестве международно признанной стороны конфликта идентичен статусу Абхазии или Южной Осетии. НКР, как и другие де-факто государства постсоветского мира, имеет "полное право напрямую доносить до международных участников процесса урегулирования свои взгляды", настаивает на своим праве и ожидает его признания.