Недавно Никол Пашинян в очередной раз анонсировал скорое открытие армяно-турецкой границы. Можно не сомневаться, что параллельно открытию границы мы узнаем о новых претензиях Анкары к Еревану. В частности, в «обмен» на открытие границы турецкая сторона может снова и на этот раз с большей настойчивостью поднять вопрос закрытия Армянской атомной электростанции.
ТЕМА УСТРАИВАЕТ И КОЛЛЕКТИВНЫЙ ЗАПАД, ПОСКОЛЬКУ ПОДРАЗУМЕВАЕТ ВЫТЕСНЕНИЕ РОССИИ ИЗ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ АРМЕНИИ, усиление контроля за армянской энергетикой и ее ресурсами со стороны Вашингтона, Брюсселя и Анкары. Понятно, что турецкая сторона всегда держит вопрос «горячим» в своей антиармянской повестке.
31 мая Cumhuriyet опубликовала призыв к правительствам Армении и Турции 33 турецких экологических и правозащитных организаций закрыть Мецаморскую АЭС под предлогом сейсмических рисков, устаревшей инфраструктуры, а также, якобы, роста заболеваемости раком в приграничном с Арменией Игдыре, рождением детей с лейкемией. Ни одна международная организация в сфере здравоохранения информацию не подтвердила, но это не помешало главе турецкой Ассоциации защиты природы и окружающей среды Сабахат Аслан заявить: «Наша борьба будет продолжаться до тех пор, пока не будет закрыта Мецаморская атомная электростанция».
Процесс идет. В прошлом месяце Игдыр посетила делегация из сотрудников посольств Франции, Германии, Канады и США в Анкаре в сопровождении иностранных специалистов по атомной энергетике. По информации местных СМИ, в ходе встречи с губернатором провинции Эрджаном Тураном обсуждались «риски» работы, эксплуатируемой при сопровождении «Росатома» Армянской АЭС.
По итогам встречи создается постоянно действующий мониторинговый совет, координируемый техническими специалистами ЕС, в состав которого вошли сотрудники муниципалитетов, силовых и контрольных структур Турции, представители общественности и СМИ. Заявленная цель работы — анализ исходящих «угроз» от Мецаморской АЭС, моделирование мер по защите населения от радиоактивных рисков в случае техногенной катастрофы.
Можно не сомневаться, что в рамках деятельности Совета будут тиражироваться фейки, дискредитирующие функционирование ААЭС, российские компетенции в области атомной энергетики. Усилиями Совета и стоящих за ним структур начнут распространяться «экспертные» мнения об использовании «устаревших» советских технологий, неудовлетворительном техническом состоянии энергоблоков и так далее. Ангажированные материалы будут тиражироваться в турецких и европейских СМИ, местные издания, «Igdir Gogus Gazetesi» и «Yesil Igdir», уже публикуют материалы, сравнивающие Мецаморскую АЭС с Чернобылем.
ПОЗИЦИЯ ОФИЦИАЛЬНОГО ЕРЕВАНА? С ОДНОЙ СТОРОНЫ, В ХОДЕ СЕНТЯБРЬСКОГО «ГЛОБАЛЬНОГО АТОМНОГО ФОРУМА» В МОСКВЕ Никол Пашинян заявил о продлении срока эксплуатации атомной станции до 2036 года, что позволит обеспечить безопасный и экономически эффективный переход к новому энергоблоку после окончания текущего срока службы. По словам Пашиняна, проект модернизации и продления работы станции реализуется совместно с «Росатомом» и международными партнерами. Отметим, что реактор уже прошел серию модернизаций, включая отжиг корпуса реакторной установки, дооснащение систем безопасности.
Но это одна сторона медали.
Вторая сторона медали напоминает, что 14 января этого года между Ереваном и Вашингтоном подписана Хартия о стратегических отношениях, которая подразумевает активное участие США в атомной энергетике Армении. И в Москве Пашинян сообщает Путину, что наряду с продолжением сотрудничества с «Росатомом» Армения ищет удобные для себя проекты малых модульных атомных станций.
Заявление Пашиняна в пользу выбора модульных технологий на перспективу выглядит как признание в отказе от амбиций технологического развития. По оценкам экспертов, выбор таков: сервисное государство с минимальными энергетическими потребностями или технологически развитая страна, способная совершить экономический рывок. Модульные станции — решение для первой модели, традиционные АЭС — для второй.
И вот силы, не заинтересованные в развитии российско-армянского сотрудничества в атомной сфере, заблаговременно работают над созданием инфраструктуры для распространения дезинформации по армянской АЭС, призванной в числе прочего запугать население, пользуясь услугами псевдонаучных структур и прессы.
Реальная цель — не безопасность населения, а вытеснение российских технологий с армянского рынка, создание условий для внедрения американских. Энергетическая независимость Армении становится разменной монетой в геополитической игре, несмотря на некоторые очевидные факторы. В частности, то, что Мецаморская АЭС полностью безопасна, а ее вывод из строя вызовет потерю до 40 процентов всей электроэнергии Армении, усилит влияние Турции на Армению.
Сегодня Пашинян говорит о совместной работе с «Росатомом» по продлению срока работы ААЭС до 2036-го года. Но учитывая непредсказуемость премьера, ничто не помешает ему, если будет личный интерес, заявить, что ААЭС была построена КГБ с целью воспрепятствовать независимому курсу Армении. Определенные предпосылки для такого сценария просматриваются.
