В июне начинается новый этап археологических раскопок на территории Арцахского Тигранакерта,
рассказывает руководитель Арцахской экспедиции Института археологии и этнографии НАН РА, заведующий отделом культурологии ЕГУ, доктор исторических наук Гамлет ПЕТРОСЯН
О сенсационном открытии нашими археологами Арцахского Тигранакерта — одного из 4-х Тигранакертов, основанных Тиграном Великим, "ГА" уже писал. В прошлом году в результате недолгих, но весьма плодотворных раскопок Арацахской экспедиции Института археологии и этнографии НАН РА под руководством доктора исторических наук Гамлета Петросяна удалось собрать уникальные материалы, свидетельствующие о существовании древнего армянского города, датированного, как утверждают специалисты, I веком до нашей эры.
— Г-н Петросян, можно ли сегодня воспроизвести облик города, основанного Тиграном Великим?
— В результате разведывательных работ мы обнаружили отдельные участки цитадели Тигранакерта. Город имел укрепленный квартал, и внутри этого квартала на самом верху холма находилась цитадель. Мы можем утверждать, что Тигранакерт располагал двумя рядами крепостных сооружений, что типично для городов того времени. Сама цитадель являет собой прекрасный образец эллинистической кладки, что дает основание утверждать — Арцахский Тигранакерт был имперским городом. Безупречная техника исполнения, масштабность архитектурного замысла едва ли могли быть под силу местным князьям или местным мастерам.
— Вы утверждаете, что создание города относится к I веку до нашей эры. На чем основана подобная уверенность?
— На собранном археологическом материале. Кстати, скажу, что нами не было обнаружено материала, который можно датировать ранее II века до н. э. Видимо, до основания Тигранакерта на этом месте не существовало поселения. Город был построен на склоне горы, из недр которой бурлил родник, больше похожий на реку. Здесь заканчиваются Арцахские горы и начинается равнинная местность. Если к тому же учесть, что по этой территории проходила дорога из Армении, из Персии в Грузию, то можно сделать логичный вывод: Тигранакерт был основан как город, имеющий огромное стратегическое значение в качестве оборонительного поста, который позволял контролировать равнинную часть территории вплоть до реки Куры. В эллинистический период расцвет страны и ее политическая стабильность напрямую связывались с расцветом крупных городов, к строительству которых привлекались лучшие мастера — независимо от их национальности, этнической принадлежности. Подобный подход был основой эллинистической культуры. Такую политику вел и Тигран Великий, основав много городов, носивших его имя. Между тем Арцахский Тигранакерт имел важное стратегическое значение не только в политическом, но и экономическом плане. В этом районе очень хорошая плодородная земля, имеются огромные запасы питьевой и оросительной воды. Нам удалось обнаружить канал, выдолбленный в скале, канал, имеющий несколько тоннельных частей, поставлявших городу воду из реки Хаченагет. Часть этой реки уходит под гору и выходит из нее как родник. Но родник такой большой, что похож на реку. Именно у родника была построена крепость.
— Можете ли вы сказать, насколько велик был сам Тигранакерт по численности населения?
— Город занимает приблизительно 50 гектаров земли. Для эллинистического периода это считается городом средней величины. Очевидно, что в Тигранакерте проживало несколько тысяч жителей. Для того времени собрать вместе несколько тысяч человек означало, в первую очередь, иметь достаточные запасы пищи и воды. Поэтому все эллинистические города имели большие аграрные районы — ведь было необходимо обеспечить пищей людей, не занимавшихся земледелием. Аграрные районы в Тигранакерте имелись — на то указывают обнаруженные экспедицией каналы, родники.
— А из какого строительного материала построен город?
— Тигранакерт расположен на известковых породах. Известняк с древнейших времен использовался как строительный материал. Даже при советской власти существенная часть стройматериалов Азербайджана добывалась в каменоломнях, расположенных на горе Ванкасар, где обнаружен Тигранакерт. В отличие от городов Араратской долины, построенных из базальта, имеющего черный или серый оттенок, Арцахский Тигранакерт был белым городом. Ведь известняк — белый камень. На сегодняшний день мы стараемся виртуально восстановить облик Тигранакерта. С нами сотрудничает знаменитый ученый Гурген Давтян из французского Института археологии в Ницце, который работает над виртуальным Тигранакертом. Работа в процессе.
— Много людей с вами работают?
— Наша археологическая экспедиция состоит из 5 человек: Жореса Хачатряна — заведующего отделом античной археологии Института археологии и этнографии НАН РА, архитектора Любы Киракосян — доцента Ереванского архитектурно-строительного университета, Айка Акопяна — доцента Ереванского государственного университета, Вардкеса Сафаряна — преподавателя Арцахского государственного университета и меня. Но сотрудничаем мы со многими учеными. Один из них — известный профессор римской истории университета Лече (Италия) Джусто Траина. Он заинтересовался раннехристианскими надписями в окрестностях Тигранакерта — там есть огромные скальные строения, церковь, притвор, погребения в скалах, обнаружены древние армянские, греческие надписи, которые представляют интерес. Говорят, археология — это наука, в которой ничего не делается быстро.
— Между тем впечатляют не только результаты вашей сугубо археологической работы, проделанной за рекордно короткое время, но и то, что эти результаты практически сразу становятся известными широкой аудитории. Фотографии в интернете, сайт в интернет-сети, где каждый может ознакомиться с материалами по Тигранакерту, изданные книги, календарь. . . Как вы все это успеваете?
— Мы просто делаем свое дело, а одной из причин оперативной работы является желание в очередной раз представить мировому сообществу неоспоримые факты, свидетельствующие о том, что Арцах — исконно армянская земля, где на каждом шагу можно найти акценты, следы армянской идентичности, культуры. Невозможно отрицать очевидное. . .
— По какому архитектурному замыслу построен Арцахский Тигранакерт?
— Поскольку рельеф горы Ванкасар довольно крут и имеет множество склонов, то на ней невозможно было что-либо построить. Поэтому вначале строили террасы. Мощные стены поддерживали террасы, на которых воздвигались здания. Мы обнаружили подпорную стену одной террасы длиной в 33 метра. Очевидно, стена эта гораздо длиннее — около 50-60 метров. Мы пока не закончили раскопки стены полностью. Представьте себе гору Ванкасар: с половины склона образуется другой бугор, где стояла цитадель, а весь склон представлял собой две или три террасы. Далее: город имел центральный квартал, свободный от оборонительных сооружений. Мы раскопали маленький участок в центральном квартале и обнаружили церковь V-VI вв. , что подтверждает сведения армянских раннехристианских источников: в период христианства Тигранакерт был довольно большим городом. Здесь же мы обнаружили крестовые композиции, опять-таки большие обтесанные стены. А еще при раскопках были найдены огромные ямы, заполненные керамикой XII-XIVвв.
— Сколько времени просуществовал Арцахский Тигранакерт?
— Результаты раскопок свидетельствуют, что город существовал по крайней мере до нашествия монголов, то есть до половины XIII века, и скорее всего несколько десятилетий после — вплоть до XIV века.
— Расскажите о выставке по Тигранакерту, которая недавно прошла в Женеве. Вы отвезли туда экспонаты?
— Нет, это была фотовыставка. Поскольку Союз армян Швейцарии выступал основным спонсором раскопок, было решено организовать мероприятие именно в Женеве, представив результаты нашей работы. Саму выставку финансировал Союз общественных организаций по репатриации и заселению "Еркир", руководитель которого Севак Арцруни в свое время и предложил нам заняться раскопками на территории Тигранакерта. Это была инициатива "Еркир". В Женеве состоялась также научная конференция, в которой приняли участие уже упомянутые мной Джусто Траина из Италии и Гурген Давтян из Франции. Большая работа по ознакомлению с сенсационным открытием Тигранакерта была проделана также в США — благодаря деятельности филиала "Еркир" в Штатах сегодня в Лос-Анджелесе действует Комитет по поддержке раскопок Тигранакерта, осуществляющий информационную деятельность и сбор финансовых средств для продолжения археологических раскопок. Интерес к Тигранакерту в США очень большой.
— Я знаю, вы прочитали в Штатах около 20 лекций по этой теме. . .
— Не только лекции. Мы провели более 10 телепередач, а известный режиссер З. Чгнаворян снял фильм на английском языке о городе Тиграна Великого, который называется "Тигранакертская одиссея". Фильм был продемонстрирован и в Женеве, и в Лос-Анджелесе, где с успехом прошел по нескольким телеканалам.
— У вас есть средства, чтобы продолжать раскопки? Если за столь короткий период работы археологической экспедиции Тигранакерт преподнес столько сенсаций, можно себе представить, сколько нераскрытых тайн он еще таит. И почему, кстати, вы не обратитесь за помощью в вопросе финансирования к отечественным меценатам? В Армении достаточно богатых людей, которые могли бы внести свою лепту. . .
— Мы собираемся приступить к раскопкам в июне. Для осуществления работ на начальном этапе у нас есть средства, но их хватит ненадолго. Что касается второй части вашего вопроса, то скажу, что "Еркир" обратился за спонсорской поддержкой к Союзу предпринимателей и работодателей Армении, но вопрос пока висит в воздухе. Вообще, если открытие Тигранакерта вызвало огромный интерес в Спюрке, то здесь мы на каждом шагу сталкиваемся с поразительным равнодушием как потенциальных спонсоров, так и властей. Если азербайджанцы крайне ревностно отреагировали на результаты сенсационных открытий в Тигранакерте, то наше правительство, Академия наук РА обошли и продолжают обходить Тигранакерт полным молчанием.
— А как насчет Института археологии и этнографии НАН РА? Ведь официально вы именуетесь Арцахской экспедицией Института археологии и этнографии НАН РА — неужели и в стенах института у вас нет поддержки?
— В это трудно поверить, но до сих пор по Тигранакерту мы не представили ни одного отчета, доклада в институт. То есть я, конечно, написал отчет, как положено, сдал его директору, но ни разу Институт археологии и этнографии НАН РА не организовал по этой теме обсуждения, встречи. Такое впечатление, будто мы не свои, а Арцах — чужая территория. В январе сего года я встретился с президентом НАН РА Радиком Мартиросяном и вице-президентом Владимиром Бархударяном, сказал, что жду от академии если не финансовой поддержки, то хотя бы элементарного внимания, — ведь, как вы справедливо заметили, наша деятельность официально осуществляется под эгидой НАН РА. Но внимания мы так и не дождались. Прежний директор Института археологии и этнографии А. Калантарян в свое время однозначно дал понять, что не собирается финансировать работы в Арцахе. Нынешний директор Павел Аветисян пока молчит.
— Неужто до сих пор ни один чиновник от науки или культуры не поинтересовался, чем вы занимаетесь?
— Представьте себе — ни один. Просто какая-то непробиваемая стена полного и абсолютного равнодушия. Мы благодарны карабахским властям за проявленный интерес, за то, что помогли расчистить от мин территорию, где проходят раскопки. Но ведь открытие Тигранакерта касается не только Карабаха, но и Армении, и всего армянского научного сообщества — верно? Между тем с нашей стороны реакции никакой нет. Положение не изменилось. Институт археологии и этнографии НАН РА по-прежнему получает какие-то субсидии на археологические раскопки, но Арцаху в них нет места. Чего мы ждем — чтобы археологией Арцаха занимались азербайджанцы?
Когда в мае прошлого года президент Азербайджана И. Алиев призвал ученых страны сделать все возможное, дабы доказать, что армяне — пришлые на территории Карабаха, и обещал щедро финансировать фальсификацию истории, НАН РА отреагировала на это возмущенным письмом, адресованным Ильхаму Алиеву. Но что толку в письмах? Одно такое свидетельство, как Арцахский Тигранакерт, способно возыметь действие, несравнимое с сотнями писем. Азербайджан выделяет миллионы долларов на фальсификацию истории, а здесь отдельные ученые, общественные организации без всякой государственной поддержки стараются отбить целенаправленные атаки азербайджанцев, направленные на искажение исторической действительности. Но и это остается незамеченным со стороны наших властей. Впрочем, мы будем продолжать работать, несмотря ни на что.
— Вы сказали, что в июне собираетесь начать новый этап археологических раскопок на территории Тигранакерта. . .
— До начала раскопок необходимо завершить организационные работы. В декабре прошлого года мы обнаружили крепость, относящуюся, очевидно, к урартскому времени. На правом берегу Хаченагета стоит Тигранакерт, на левом — крепость. Мы сделали фотографии, но, прежде чем начать раскопки, эту территорию необходимо проверить на наличие мин. Вторая наша задача — найти некрополь Тигранакерта, что даст возможность изучения новых материалов. В эллинистический период, к примеру, существовала традиция класть монеты вместе с умершими. У нас появится больше шансов найти монеты Тиграна Великого. Мы планируем вести археологические раскопки в течение двух месяцев, но, поскольку финансов недостаточно, будем делать корректировки в ходе работ, хотя любые корректировки в данном случае означают одно: меньше работать. День раскопок обходится примерно в $1000, а это большие деньги. Чтобы досконально изучить Тигранакерт, ученым понадобится не одно десятилетие. Пока у нас есть пятилетний план — его реализация зависит от финансирования. В любом случае могу обещать одно: сенсаций в связи с городом Тиграна Великого будет еще много. . .
P. S. В беседе с корр. "ГА" председатель Союза предпринимателей и работодателей Армении Арсен Казарян сообщил, что вопрос финансирования раскопок в Тигранакерте пока остается открытым. "На сегодняшний день есть более глобальные общенациональные программы, которые нуждаются в финансировании, — отметил А. Казарян. — Мы обсудили вопрос Тигранакерта, но решение будет вынесено через месяц".