Логотип

ЕВРОПА ПОЕТ И ИГРАЕТ ДЖАЗ

Снобизм и большое самомнение американцев давно стали притчей во языцех. Что бы они ни делали, у них все всегда самое большое и самое лучшее: то самый большой в мире гамбургер приготовят, то дальше всех плюнут, то дольше всех целоваться станут. Американских артистов, обласканных американскими же критиками, считают мировыми звездами, а награды "Оскар" и "Грэмми", конечно же, самые престижные в мире! А джаз?! Тут американцы даже говорить не желают — самые лучшие, и все тут! Конечно, джаз родился в Америке, и там, действительно, много высококлассных музыкантов этого жанра. Но и в Европе, и в Азии уже давно джаз играют очень здорово, и порой даже лучше, чем его родоначальники. Просто по телевизору показывают только американских музыкантов, по радио звучит американский джаз, диски завозят тоже только с записями американских исполнителей, и у среднестатистического слушателя складывается впечатление, что ничего другого в этой области и быть не может. А вот и может! Чтобы доказать это, я недавно порылся в своей обширной коллекции и взял наугад с пяток дисков, которые получил недавно из разных стран Европы, Азии и Латинской Америки. И в очередной раз убедился, что американцам давно пора потесниться на этом фронте.
В Европе конкуренцию американцам всегда составляли французы и англичане. В принципе ситуация мало изменилась и сейчас. Так, на сегодняшний день лучшими певцами джаза являются английские исполнители Клэр Тил и Ян Шоу. Мы уже знакомили читателей с Клэр Тил, теперь пришла пора узнать поближе мистера Шоу. Этот фантастический певец с мягким грудным голосом поет нечто среднее между традиционным джазом и блюзом, естественно, в их современной трактовке — в очень сложной, оригинальной, но в то же время очень мелодичной манере. В отличие от, скажем, некогда лучшего джазового голоса Америки Курта Эллинга, Шоу не увлекается музыкальными "фокусами" — он просто поет. Поет проникновенно, немного сентиментально и даже с легким юмором. Его приятно слушать и фанатам джаза, и простым любителям музыки. Его последний альбом-посвящение замечательной певице Джони Митчелл выдержан именно в таком ключе. "Drawn to All Tings — The Songs of Jony Mitchell" уже успел завоевать многочисленные европейские музыкальные премии и выйти на первые места в джазовых хит-парадах. Жаль, что столь известный и популярный исполнитель практически не известен нашим любителям джаза.
Еще один европейский певец — итальянец Марио Бионди, в отличие от английского коллеги, поет абсолютно в современном ключе. Это очень хороший качественный фьюжн и джаз-рок. Обладатель бархатного баритона (с таким голосом можно в опере петь) , он исполняет как композиции итальянских авторов, так и популярные мировые хиты. Правда, хотя поет он исключительно на английском, все песни у него звучат как настоящие итальянские канцоны — красиво, нежно, мелодично. Но при этом не следует забывать, что все его номера звучат в очень жестком, энергичном джаз-роковом ритме и манере. Марио Бионди необычайно популярен у себя на родине. У него несколько выпущенных альбомов, последний из которых — "Handful of Soul" — записан в 2006 году. На альбоме звучит 12 песен, каждая из которых может стать супер-хитом в радиоэфире. Но наши радисты предпочитают крутить в эфире одних и тех же звезд, записи которых уже давно не являются сюрпризом.
Еще один мастер джазового вокала живет в. . . Таиланде. Зовут его Джулиан Йейо. Это очень простой в повседневной жизни молодой человек, явно не болеющий звездной болезнью, хотя имеет на то все права. Его записи буквально сметаются с прилавков азиатских магазинов, награды критиков и СМИ азиатских стран буквально сыплются на него как из рога изобилия — "Лучший певец года", "Лучший альбом года", "Лучший джазмен года" — лишь основные из его наград. Не составил исключения и его последний альбом, оцененный критиками и аудиторией как лучший и в этом году. "Old New Borrowed Blue", ставший золотым за первые месяцы продаж, — это сборник старых хитов эпохи расцвета джаза, эпохи свинга, когда джаз царствовал на эстрадах мира. Но основная фишка этого кумира фанатов джаза Гонконга, Китая, Японии — это его уникальный голос и фантастическая манера пения. Изящный, слегка манерный, пылкий и романтичный, в духе певцов 20-х годов прошлого столетия, он буквально завораживает своим лирическим тенором и подчеркнуто элегантным имиджем. Представляю, что бывает со слушательницами во время его живых концертов, если такое впечатление оставляет аудиозапись его исполнения.
Очередной новый кумир джазменов мира — бразильский певец, композитор и гитарист Токо. Собственно джаз частично содержит в себе бразильские корни, но латиноамериканский джаз, особенно бразильский, имеет собственный путь развития и всегда стоял особняком. На первый взгляд Токо делает то, что уже задолго до него сделали Жоао Жильберто, Антонио Джобим, Лауриндо Альмейда и другие мастера боссановы и самбы. И вроде бы в этом жанре придумать что-то новое уже достаточно трудно, но, представьте себе, Токо додумался. Его боссановы звучат удивительно свежо и современно. Это не ремиксы с обилием электронных приспособлений и звучаний, это самая настоящая боссанова, но абсолютно по-новому аранжированная, — больше энергетики, больше драйва, больше крутизны. А так все, как обычно, — немного меланхолично, немного задумчиво, под тихое тренькание акустической гитары. Одним словом — достойный наследник названных мастеров.
А что же российские музыканты? Оказывается, и здесь Россия на подъеме. Один из последних нашумевших дисков джазменов этой страны — альбом "My Favorite Songs" замечательной певицы, очень хорошего человека и просто красавицы Анны Бутурлиной. Познакомился я с Анной в Ереване во время "высадки" к нам российского джазового десанта пару лет тому назад. Тогда в "Поплавке" мы проговорили целый вечер. Я и до этого интересовался ее творчеством, ну а после этого случая стал ее ярым поклонником. По счастливому стечению обстоятельств продюсером Бутурлиной оказался мой московский друг и коллега, который и держит меня постоянно в курсе событий. И как только вышел второй диск певицы, буквально через неделю дарственная копия оказалась в моей домашней коллекции. Бутурлина на нем поет действительно свои любимые песни, классику джаза — "Autumn in New York", "Lush Life", "Angel Eyes" и, конечно, "My Favorite Things". Но поет она их по-русски (в хорошем смысле слова) — напевно, лирично, открыто и как-то по-доброму. Конечно, у джаза есть свои законы, но каждый музыкант волен интерпретировать их по-своему — иначе какая же он творческая личность? Прекрасный, очень качественный и запоминающийся альбом.
Перечислять новые удачные работы неизвестных или мало известных у нас исполнителей из разных стран можно долго. Я лишь хотел показать, что любителям музыки не нужно смотреть только за океан — найти достойных музыкантов можно гораздо ближе.