Логотип

14 ИЮНЯ — ДЕНЬ ПАМЯТИ ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ

"ВРАГИ НАРОДА" ЗА СЛОВО НА УСТАХ
Что бы ни говорили люди о сегодняшнем времени с его множеством нерешенных проблем, думается, одним из важнейших завоеваний за годы независимости является свобода слова. Люди к этому быстро привыкли, воспринимая ее как нечто само собой разумеющееся. Для нас же, бывших репрессированных, много лет живших в иных условиях, это не просто слова. Они обретают особую значимость, когда каждое лето 14 июня поднимаясь по ереванскому Каскаду и возлагая цветы у гранитной стелы на месте установки будущего памятника, мы молча поминаем тех, кто стал невинной жертвой сталинской диктатуры зачастую за одно лишь неугодное властям слово.
НЕЛЕГКАЯ СУДЬБА ОЖИДАЛА И ОСТАВШИХСЯ НА СВОБОДЕ ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ
. В те годы иметь осужденного родителя или мужа с ярлыком дашнака-националиста, каковым, например, считали моего отца, троцкиста или контрреволюционера считалось пятном на биографии. Обойти же молчанием и скрыть этот факт при приеме на ответственную работу или же при поездке за рубеж было невозможно. Рано или поздно недремлющее око КГБ всех выводило на "чистую воду". Это и послужило основной причиной того, что 14 июня 1949 года в результате масштабной ночной операции МГБ Армянской ССР нашу семью с тысячами других как нелояльных к советскому строю вывезли вместе с домашним скарбом далеко за пределы города и, запихнув под вооруженной охраной в тесные телячьи вагоны, отправили в неизвестном направлении.
После многодневной тряски и невзгод мы в конце концов оказались на юге Западной Сибири, в Алтайском крае, среди голой степи, а через день на грузовиках нас отправили в таежную глушь на лесозаготовительные работы и строительство дорог. В этом водовороте событий оказалась и немалая часть армян-репатриантов, недавно вернувшихся на свою историческую родину. Они в полной мере разделили с нами нелегкую долю спецпереселенцев.
Говоря о свободе слова, невозможно обойти молчанием начало 60-х годов прошлого века, когда через несколько лет после разоблачения культа личности Сталина Никитой Хрущевым и всеобщей реабилитации политзаключеннных на постсоветском пространстве установилась недолгая эпоха так называемой хрущевской оттепели, воспринятой советским народом с надеждой на лучшее будущее. Тогда же стали открыто говорить и писать на страницах газет и журналов о порядках в сталинских тюрьмах и лагерях, где были убиты и замучены тысячи и тысячи ни в чем не повинных людей.
НО, СТРАННОЕ ДЕЛО, ВРЕМЯ ШЛО, однако вопреки нашим ожиданиям хрущевская оттепель так и не смогла до конца растопить лед молчания тогдашних руководителей Советской Армении вокруг событий 14 июня 1949 года. Впрочем, стоило ли этому удивляться? Многим из тех, кто в недавнем прошлом сам принимал активное участие в высылке сограждан, все еще занимали высокие посты, им было выгодно хранить молчание, рассчитывая на короткую человеческую память. А нам обращаться в поисках истины куда-нибудь было страшно. Уж лучше было молчать. В противном случае любого из нас, решившегося на подобный шаг, могли обвинить в антисоветской пропаганде со всеми вытекающими последствиями. Ну а пока суд да дело, оттепели пришел бесславный конец. И хотя жестокую сталинскую эпоху было уже не вернуть, но опять, как и в прошлые времена, над средствами массовой информации стал осуществляться жесткий идеологический контроль.
Время неумолимо. И чем дальше мы от событий шестидесятилетней давности, тем очевидней становится вся бессмысленность и жестокость, с какими сталинский режим и его приспешники в "борьбе за светлое будущее человечества" готовы были жертвовать жизнями ни в чем не повинных людей, навешивая на них ярлык "врагов народа".
К сожалению, многих репрессированных нет с нами, и с каждым разом все больше тех, кто в этот скорбный день физически не способен присоединиться к нам. Многие из них нуждаются в материальной помощи, и об этом давно пора всерьез позаботиться государству.
В ЗАКЛЮЧЕНИЕ ХОРОШАЯ НОВОСТЬ. Поодаль от мемориальной стелы, по личной инициативе и проекту известного архитектора Джима Торосяна, в память жертв политических репрессий (в их числе и его отец) при финансовой поддержке мэрии Еревана начато строительство часовни. Каждый из нас, придя сюда по зову души, сможет зажечь свечку и помолиться о тех, кому не суждено было вернуться домой из далеких мест заключения или высылки.