Борьба за контроль над природными ресурсами становится все более ожесточенной. Развитые страны используют экономическое и военно-политическое давление, чтобы овладеть недрами экономически слабых стран. Инвестиции в промышленную добычу и переработку природных ресурсов развивающихся стран не предполагают их полноценного использования. Эти вложения сориентированы на хищническую эксплуатацию принадлежащих другим странам месторождений и получение продуктов незавершенного производства низкой товарной стоимости. При добыче и переработке сырья используется низкооплачиваемый труд местных рабочих. Сами же страны-инвесторы, закупая полуфабрикаты по низкой цене, уже у себя применяют современные технологии, производят дорогостоящий готовый продукт и получают огромную прибыль.
Эти товары реализуются и в странах, откуда были вывезены сырьевые полуфабрикаты. Государства, на территории которых находятся месторождения, не могут без согласия иностранных инвесторов организовать полную переработку сырья, эффективно использовать свои же ресурсы, возникают дополнительные экономические и экологические проблемы.
Приведенная схема применяется также в Армении и Арцахе. Значительные рудные и нерудные ресурсы этих республик при разумной эксплуатации месторождений и конечной переработке сырья могли бы приносить огромные доходы. Однако регрессивная практика использования недр не согласуется с экономическими и экологическими интересами Армении и НКР. Политика эксплуатации природных ресурсов должна быть полностью пересмотрена. Природные богатства должны стать основой создания современной национальной промышленности.
Рудники эксплуатируются иностранными фирмами. Среднегодовая добыча горнорудной массы в количестве 15 млн тонн и ее начальная черновая переработка осуществляются многостадийными, вредными и многоотходными технологическими процессами. Из ценного комплексного сырья уже на стадии черновой переработки извлекаются только медь, золото и не полностью молибден. Суммарный выход полуфабрикатной металлопродукции составляет лишь 43% от всей перерабатываемой рудной массы. Остальное сырье вместе с ценными составляющими накапливается или выбрасывается в виде газообразных, жидких и твердых отходов, загрязняющих окружающую среду. В применяемых технологических процессах используется колоссальное количество воды и токсичные химические реагенты, что значительно снижает эффективность эксплуатации рудников и создает дополнительные экологические проблемы.
Экологически вредное использование недр вызывает горячие дискуссии, в частности, вокруг крупного Техутского медно-молибденового месторождения, которое при эффективном использовании может обеспечить значительные бюджетные поступления и большое число новых рабочих мест. Необходимо свести к минимуму негативное воздействие на окружающую среду, что возможно только при максимальном использовании сырья, применении современных технологий, организации базовых и надстроечных производств. Иначе Техутское месторождение пополнит список рудников, действующих с минимальной отдачей.
Организация комплексной переработки сырья или его накопленных остатков имеющимися в Армении малоотходными технологическими процессами позволит производить дополнительную металлопродукцию и попутные строительные материалы с суммарной товарной стоимостью, превышающей в несколько раз товарную стоимость производимых сегодня полуфабрикатов меди, золота и молибдена. Эти металлы, получаемые ныне с высокой себестоимостью, не используются для развития других отраслей экономики и в виде полуфабрикатов реализуются по низкой цене. Средняя годовая прибыль от экспортной реализации полуфабрикатного золота составляет всего 90 млн долл. , то есть золотоносные месторождения эксплуатируются с минимальной прибыльностью. При условии дополнительной переработки полуфабрикатного золота — и не за рубежом, а у нас, несложными, малоотходными и экологически приемлемыми технологическими процессами с дальнейшим производством и реализацией высокоприбыльных конечных продуктов годовая прибыль составит более 270 млн долл. , а число новых рабочих мест достигнет более 2000. Экономическая и социальная эффективность использования золотоносных месторождений значительно повысится. Сегодня только на одном золоте мы теряем огромные суммы. Плюс негативные социальные и экологические последствия.
Повысить прибыльность эксплуатации рудников можно двумя способами: за счет увеличения их мощностей или же за счет комплексного и эффективного использования сырья. Первый вариант во всех отношениях неперспективен. Но именно на него ориентируются иностранные фирмы с молчаливого согласия наших правительственных кругов. Планируется увеличить годовую добычу рудного сырья на Зангезурском медно-молибденовом месторождении до более 12 млн тонн, а на Сотском золоторудном месторождении — до 2 млн тонн. Это приведет к еще большему снижению использования сырья, сократятся сроки эксплуатации месторождения. Повышать прибыльность рудников надо только за счет комплексной и эффективной переработки рудного сырья, а также производства конечной высокоприбыльной основной и попутной продукции.Но государственная политика эксплуатации месторождений так и не сформирована, насущные проблемы не решаются, страна недополучает огромные средства. В качестве примера рассмотрим промышленное освоение Сотского золоторудного месторождения. Сначала было предложено 2 варианта технологии переработки руды. Один из них — высокотемпературная диссоциация руды с ее максимальным использованием и минимальными отходами. С учетом экологических преимуществ этого варианта считалось возможным расположить предприятие на месте добычи руды — в Варденисе. Однако был принят второй вариант — цианистая технология, рассчитанная только на извлечение золота с расположением предприятия в Араратской долине, хотя изначально было ясно, что этот вариант менее эффективен. Перевозка золоторудной массы из Вардениса на Араратскую золотоизвлекательную фабрику (АрЗИФ) была связана с колоссальными транспортными расходами. Золото извлекалось не полностью, тонко измельченная руда с остатками золота накапливалась в виде токсичной пульпы, что создавало экологические проблемы. Миллионы тонн неиспользованного полуфабрикатного сырья превращались в мертвый капитал. Переброску крупнотоннажной рудной массы в долину объясняли экологической защитой Севана. Но разве Араратская долина не нуждается в защите?
В этом режиме бывшее объединение "Армзолото" и АрЗИФ работали, пока не дошло до банкротства. Потом пришла иностранная компания AGRC, которая приостановила эксплуатацию Сотского рудника. Вблизи остановленной АрЗИФ компания построила новую фабрику по той же технологии цианирования и начала перерабатывать накопленные золотосодержащие остатки вместе с богатой золотом меградзорской рудой, но золото опять-таки извлекали не полностью. Снова накапливались горы золотосодержащих токсичных остатков, усиливались экологические проблемы. Завершив переработку золотосодержащих остатков, компания AGRC осталась без сырья и теперь планирует возобновить эксплуатацию Сотского рудника по прежней схеме с перевозками многотоннажной руды в Араратскую долину. Для этого предполагается вложить 50 млн долл. в строительство новой золотоизвлекательной фабрики в Арарате, которая будет использовать прежнюю технологию цианирования в комбинации с автоклавным процессом под высоким давлением. Однако и эта комбинированная технология не обеспечит максимального извлечения золота. Процесс накапливания токсичных золотосодержащих остатков продолжится. Как и прежде, страна будет терять огромные суммы.
Чтобы поднять эффективность и увеличить сроки эксплуатации Сотского рудника, представляется целесообразным рассмотреть вариант универсальной плазменной технологии для нового предприятия с его расположением в Арарате, что позволит обойтись меньшими средствами, чем это предусмотрено для строительства новой фабрики. Плазменная технология позволит вовлечь в промышленную переработку сотскую руду и накопленные золотосодержащие остатки с максимальным извлечением драгоценных металлов и попутно производить строительные материалы, в том числе дефицитный огнеупорный цемент. При этом снизится потребление воды, негативное экологическое воздействие, сократятся энергетические затраты. На основе плазменной технологии можно объединить в единый узел производство драгоценных металлов и строительных материалов, что даст огромную прибыль. Объединенное производство станет серьезным конкурентом действующим в Армении цементным заводам, работающим на специальном сырье с большими энергетическими затратами.
Проблема сотского золота может быть решена только за счет компактной плазменной технологии. Природные ресурсы Армении и НКР должны стать основой для создания локомотивных производств, которые потянут за собой другие отрасли промышленности, что значительно ослабит зависимость от иностранного капитала.