Поделиться с ближним, подарить людям возможность порадоваться своим достоянием стало уже нормой для Александра Богдановича Пирадова. Уже много десятилетий профессор кафедры строительных конструкций Тбилисского технического университета бережно умножает свое собрание работ тбилисских художников. Не хочется называть коллекцией им собранное, ибо владелец придал ему особый статус открытости для всех желающих увидеть работы Г. Шамшиева, Д. Бажбеук-Меликова, Г. Хачатурян, Л. Бояхчиева и многих других армянских художников Тбилиси, а также ныне обретших известность Тенгиза Микояна, Меружана Шаумяна, Яны Нерсесовой. . .
На этот раз, в отличие от осенней выставки армянских художников, в Ереване в Доме-музее Джотто-Григоряна были представлены тбилисские живописцы-грузины З. Нижарадзе, Т. Мирзашвили, А. Какабадзе, Н. Цецхладзе. Выставка вызвала широкий интерес у ереванской общественности.
Словами приветствия на армянском языке начал свое выступление художник Джованни Вепхвадзе, приехавший в Ереван как автор нескольких из выставленных картин. С более широкой миссией приехал в составе делегации другой грузинский художник Гия Бугадзе, ректор Тбилисской академии художеств. А в свое время начинающий художник, которого А. Пирадов всячески поддерживал. Ректор Ереванской академии художеств и его тбилисский коллега говорили о намеченных планах обмена студентами, проведении мастер-классов, углублении контактов между молодыми армянскими и грузинскими художниками.
<aut>Артэм ГРИГОРЕНЦ
"Я СОБИРАЮ КАРТИНЫ ОКОЛО ЧЕТВЕРТИ ВЕКА", —сообщил "ГА" коллекционер, доктор технических наук, профессор Александр ПИРАДОВ
В минувшую пятницу в Ереване, в Доме-музее Геворка Григоряна (Джотто) открылась выставка работ современных грузинских художников из частной коллекции нашего соотечественника Александра Пирадова, проживающего в Тбилиси. Организаторами выставки выступили Национальная галерея Армении, Министерство культуры РА, Посольство РА в Грузии и епархия Армянской Апостольской Церкви в Грузии. . .
— Г-н Пирадов, благодаря вам три года назад в Ереване состоялась выставка живописных тарелок тбилисских художников, которая называлась "Палитра Тбилиси в круговом пространстве тарелок". В прошлом году вы порадовали ереванцев выставкой картин Тенгиза Микояна. А сегодня в Доме-музее Джотто — очередной праздник искусства по вашей инициативе. Можно сказать, что ежегодная выставка в Армении вашей богатой коллекции произведений грузинских и армянских мастеров уже становится доброй традицией?
— Дело в том, что, когда с успехом состоялась первая выставка, дирекция Дома-музея Джотто обратилась ко мне с предложением привезти в Ереван также работы тбилисских художников-грузин, имеющиеся в моей коллекции. Вообще моя основная коллекция представлена произведениями тбилисских художников-армян — начиная от Башинджагяна и заканчивая современными армянскими художниками. Что касается грузинской коллекции, то она включает в себя картины только современных грузинских мастеров. Вы задали вопрос, могут ли стать традицией ежегодные выставки в Ереване моей коллекции. . . Я на это надеюсь, ибо изначально идея заключалась в том, чтобы Дом-музей Джотто стал своего рода Домом армяно-грузинской дружбы. Ведь известно, что Джотто долгие годы жил и творил в Тбилиси.
— Включает ли ваша коллекция работы молодых грузинских художников или только картины именитых мастеров могут претендовать на место в коллекции?
— Я не руководствуюсь принципом "известности" при включении в коллекцию той или иной работы грузинского художника. На сегодняшний день я располагаю работами 29 грузинских художников, и среди них есть картины очень известных мастеров — таких как, скажем, Зураба Нижарадзе — народного художника Грузии, лауреата премии им. Шота Руставели, и работы относительно молодых художников. Должен признаться, что, собирая коллекцию армянской живописи, я иногда включаю в нее работы, которые лично мне, возможно, могут не очень нравиться. Но если тот или иной армянский художник внес определенный вклад в развитие тбилисской школы армянской живописи, то его картина должна найти свое место в коллекции. А вот в свою грузинскую коллекцию я включаю только те произведения, которые мне нравятся. Потому что это как бы не основное направление моей деятельности как коллекционера. В общей сложности коллекция насчитывает 108 произведений армянских художников, 10 тарелок работы армянских мастеров, 32 тарелки работы грузинских мастеров и около 38 картин грузинских художников.
— Вы когда-нибудь оценивали свою коллекцию?
— Нет и не собираюсь этого делать, как и не собираюсь ее продавать.
— А какая картина положила начало столь известной ныне коллекции Александра Пирадова?
— Это были две картины родного брата моего деда — художника Василия Пирадова: портрет моей прабабушки, написанный углем, и портрет сына художника, выполненный маслом.
— Сколько же лет вы уже собираете картины? Ведь по профессии вы не искусствовед, а технарь с ученой степенью доктора технических наук. Вроде бы две столь отличные друг от друга стези, которые вы, однако, сумели гармонично сочетать. . .
— Я собираю картины около четверти века. До этого занимался исключительно наукой.
— Картины старого Тбилиси занимают существенное место в так называемой "грузинской" части вашей коллекции. Судя по всему, к Тбилиси у вас особое отношение. . .
— Тбилиси — моя слабость. Мои сын и дочь живут и работают в Москве, имеют российское гражданство. Но я даже подумать не могу о том, чтобы переехать в Москву — настолько сильна привязанность к Тбилиси, где родились и жили многие поколения Пирадовых начиная с 1745 года. По крайней мере начиная с этого времени я смог проследить родословную нашей семьи.
— За последние 15 лет Ереван пережил и продолжает переживать колоссальные трансформации. Коренные ереванцы, люди старшего поколения зачастую с грустью воспринимают эти перемены, ибо, говорят, Ереван теряет свой колорит, индивидуальность. А что вы скажете о Тбилиси?
— Тбилиси очень сильно изменился — я его иной раз просто не узнаю. И изменился в худшую сторону. Он потерял свой колорит и, что самое главное, свой интернациональный дух, свойственный ему в прошлом. К тому же в последнее время в Тбилиси хлынули жители деревень — столица стала единственным городом, где люди еще как-то могут выживать и перебиваться мелкой торговлей. Эти миграционные процессы тоже негативно отразились на Тбилиси — он потерял свой лоск. О Ереване я бы не сказал того же — напротив, город быстро развивается, становится красивее. К Еревану у меня очень теплое отношение — я люблю этот город и, честно говоря, думаю, что перемены ему к лицу.
— Какие у вас планы на ближайшее будущее? Ожидаются новые выставки вашей коллекции?
— В плане Национальной галереи Армении — проведение выставки работ тбилисских художников-армян, имена которых в Армении практически неизвестны. Выставка называется "Палитра Тбилиси из мира забвений". Но, признаться, я не знаю, состоится ли она — возможно, мне придется воздержаться от того, чтобы в очередной раз привезти в Ереван коллекцию. Вся моя деятельность держится исключительно на энтузиазме и любви к своей исторической Родине. Но адекватного отношения, поддержки я в ответ не чувствую. И это очень обидно. Как только я приезжаю сюда, начинаются некрасивые дебаты о том, возможно предоставить мне номер в гостинице или нет, кто должен за него платить. Выясняется, что все расходы должен нести я, а это выше моих возможностей. Я коллекцию привожу и предоставляю совершенно бесплатно. Но энтузиазм тоже имеет границы, не правда ли? На сей раз Посольство Армении в Грузии помогло мне с транспортом, за что я благодарен. Хотелось бы ощущать поддержку и здесь — ведь лично для себя я ничего не прошу. Речь идет о том, чтобы предоставить людям возможность любоваться красотой, прекрасными произведениями искусства.