Депутат Раффи Ованнисян не участвовал в работе первой сессии НС (ни он, ни его фракция) потому, что его своевременно не оповестили, зато без всякого приглашения явился на заседание правительства и к тому же. . . опоздал. При этом г-н Раффи, будучи депутатом, намерен баллотироваться в депутаты и заложить в Армении первые ростки новой политической культуры. Но обо всем по порядку.
Для начала лидер "Жарангутюн" написал письмо Тиграну Торосяну с жалобой на. . . Тиграна Торосяна. Содержание письма было срочно передано в прессу, в результате г-н Раффи угодил в неловкое положение. Дело в том, что в своем послании г-н Раффи упрекал Торосяна в том, что тот не счел нужным уведомить его загодя "надлежащим образом" о дате первой сессии новоизбранного парламента. А это значит, что, отсылая письмо, г-н Раффи не удосужился и не счел нужным заглянуть в Конституцию, в противном случае он бы знал, что до первой сессии Торосян являлся рядовым депутатом и за работу парламента не отвечал, ибо спикер парламента 3-го созыва за 4-й созыв не в ответе. . .
Вежливый Торосян на письмо Ованнисяна ответил, что в Армении нет традиции специально приглашать депутатов на первое заседание (баллотируясь в НС. . . г-н Раффи мог загодя поинтересоваться традициями нашего парламента) , к тому же, как написал в своем письме вежливый Торосян, сроки созыва первой сессии новоизбранного парламента оговорены Конституцией и Регламентом НС. . . Одним словом, фракция "Жарангутюн" первую сессию прогуляла со ссылкой на то, что их не уведомили, и на разбирательство в Конституционном суде относительно результатов выборов. Прогуляв сессию, депутаты от "Жарангутюн" принялись на все лады рассуждать о необходимости насаждения в нашей стране новой политической культуры. Что под этим следует понимать — неизвестно: то ли на ковер плевать не будут, то ли попытаются привить нам традиции американской бюрократии. . . Зато известно, что наши традиции и культура г-ну Раффи не подходят. . .
Ну а 14 июня г-н Раффи опять удивил всех, что называется, в духе новой политической культуры: он не только без всякого приглашения явился на заседание правительства, но еще и опоздал. А мы-то, некультурные, и не знали, что новая политическая культура это "позволяет", мы-то думали, что культурные люди не входят с опозданием в зал, где заседают официальные лица. И этот господин, недавно встречаясь с журналистами, опять упорно повторял, что намерен взлелеять на нашей почве ростки новой политической культуры. Полагаем, ее приверженцы не будут руководствоваться Конституцией Армении и Регламентом НС, а по примеру г-на Раффи будут устраивать свои политические будни на американский лад, в славных традициях Дикого Запада.
Для тех, кто не в курсе, сообщу, что депутаты имеют право присутствовать на заседаниях правительства, если это открытые заседания, однако до сих пор этим правом пользовались только председатели постоянных парламентских комиссий, когда речь шла о тех или иных законодательных инициативах правительства, рядовые депутаты на эти заседания не ходили. Какой смысл ходить туда, где у тебя нет права голоса! Но г-н Раффи отныне постоянно намерен посещать заседания правительства, и не один, а с депутатами от своей фракции. А с сентября фракция "Жарангутюн" намерена активно участвовать в законотворческой работе, инициировать обсуждение законопроектов и по мере сил стараться создать "новую реальность" и "новую политическую культуру". Непонятно только, что, к примеру, нового продемонстрировала "Жарангутюн", проигнорировав первую сессию? Ссылка на то, что они оспаривали в это время итоги выборов, выглядела, мягко говоря, неубедительно: оспаривайте, делайте что хотите, но на работу ходить надо! Вот когда оппозиция парламента 4-го созыва будет аккуратно посещать пленарные заседания, работать в комиссиях и говорить с трибуны НС о волнующих народ проблемах — вот тогда в нашем парламенте и впрямь можно будет говорить о политической культуре, которая, на наш взгляд, не бывает старой или новой, ибо культура либо есть — либо ее нет. Одним словом, не стоит делать заявку на что-то новое, тем паче что пока все то, что сегодня говорит "Жарангутюн", последние 10 лет декларировала оппозиция. . .
На днях лидер "Жарангутюн" удивил еще раз: он выдвинул свою кандидатуру в 15-м округе Арагацотна, где вознамерился состязаться с 10 претендентами на мандат. Разница между Ованнисяном и 10 конкурентами заключается в том, что у Ованнисяна уже есть мандат, а у его конкурентов нет. Беспрецедентный случай, когда лидер партии, имея мандат, хочет баллотироваться в округе, где назначены повторные выборы, чтобы фракция стала больше на одного депутата. Ованнисян публично заявил, что представители власти и самой партии власти в приватных беседах с ним признавали, что "Жарангутюн" набрала гораздо больше голосов, нежели указано в официальных данных. Именно поэтому Ованнисян решил вернуть "украденное" у себя 12 мая. Он убежден, что в 15-м округе обязательно победит. Если так случится, то в парламент пройдет по списку Мовсес Аристакесян.
Лидер "Жарангутюн" считает, что вправе баллотироваться без отказа от мандата. Это мнение разделяют не все — скорее всего, Ованнисяну все же придется отказаться от мандата либо сохранить мандат и не баллотироваться в 15-м округе. Новую политкультуру, при которой депутат будет баллотироваться в депутаты, в Армении вряд ли удастся заложить, и, если г-н Раффи не откажется от мандата, в борьбу за мандат ему вряд ли удастся вступить. Может, у нас пока нет новой политической культуры, зато есть специалисты по конституционному праву. . .Проигравшая выборы оппозиция то и дело подбрасывает в СМИ компромат на лидера "Жарангутюн", дескать, победа партии на выборах стала следствием ходатайства серьезных людей из весьма серьезных финансовых кругов США. Ованнисян этот слух активно опровергает, при этом не исключает конструктивного сотрудничества с властями и обещает стать альтернативой нынешней оппозиции. Между тем проигравшая выборы оппозиция уже не раз со злорадством констатировала, что республиканцы как-то очень тепло относятся к "Жарангутюн" и то и дело расхваливают ее лидера и вообще реагируют на нее не так негативно, как на остальную оппозицию. Полагаем, республиканцы знают, что делают. Может, это именно они нашептали Ованнисяну сказку про его высокий рейтинг, а г-н Раффи по наивности поверил и до того при этом воодушевился, что чуть было не отказался от мандата, дабы посостязаться с 10 претендентами в мажоритарном округе и доказать, что он лучше всех. . .
Не исключено, что лидер "Жарангутюн" выборы в 15-м округе проиграет и останется совсем без мандата. Не исключено и то, что здравый смысл победит и г-н Раффи предпочтет не рисковать и остаться при своем мандате. Ну а о новой политической культуре "а-ля г-н Раффи" у нас еще будет повод поговорить. Только вот сдается нам, что эта новая сила будет ближайшие 5 лет петь те же старые песни, что пела оппозиция последние 10-15 лет. А жаль — сегодня, как никогда, оппозиция нуждается в наличии свежих прорывных идей. . .