Конституционная "мина" с дальним прицелом
Острый и затяжной политический кризис в Украине, давший основание некоторым аналитикам обратиться к теме возможного в результате столкновения ветвей власти распада страны на враждующие западную и восточную части, заставил меня еще раз утвердиться в обоснованности позиции, которую я представил с трибуны Национального Собрания РА в ходе обсуждения в сентябре 2005 года проекта конституционной реформы. Суть моих выступлений сводилась к тому, что предлагаемая конституционная реформа заложит в основание армянской государственности "мину", которая при определенном внутриполитическом раскладе сил может сдетонировать и взорваться. Если лидеру парламентского большинства придется довольствоваться должностью премьер-министра, а президентом будет избран не пользующийся поддержкой парламентского большинства политик, возникновение между ними неразрешимой коллизии неизбежно. Ведь после вступления в силу принятых на референдуме 27 ноября 2005 года конституционных поправок президент обязан назначить на пост премьера лидера парламентского большинства и не вправе распустить парламент без согласия последнего. С другой стороны, парламент также не может отстранить президента от власти на том основании, что взгляды президента на способы решения актуальных задач армянской государственности диаметрально отличаются от убеждений парламентского большинства.
Неразрешимость этой коллизии в нашем случае может проявиться в не менее острой форме, чем в украинской действительности, где в роли ее катализатора служит идейно-психологический диссонанс между ориентированными на Россию жителями востока Украины и ориентированными на Евросоюз и НАТО жителями западных областей страны. У нас аналогом этой идей-психологической разнородности, способной "разогреть" конфликт между президентом и премьером, может стать спекулятивное противостояние ориентированных на Запад "миролюбивых айастанцев" ориентированным на Россию и Иран "воинственным карабахцам".
Сама возможность моделирования ситуации, в которой "проайастанскому" президенту будет противостоять "прокарабахский" премьер, может показаться весьма соблазнительной с точки зрения внесения в армянское общество очередного раскола по вопросу "войны и мира". В первый раз эта схема была задействована в 1997-1998гг. , когда Роберт Кочарян, будучи президентом НКР, был назначен премьер-министром Армении, а президент Армении Левон Тер-Петросян предложил обществу отвергнуть "максимализм" так называемой "партии войны" и согласиться с поэтапным вариантом урегулирования карабахской проблемы.
Запущенный тогда "пробный шар" не достиг цели, и Левону Тер-Петросяну пришлось уйти со своего поста. Но ведь с тех пор утекло много воды, и сегодня восприятие героев Карабахской войны — будь то Роберт Кочарян, Серж Саркисян или Самвел Бабаян — вовсе не таково, каким было десять лет назад. В общественном сознании произошли психологические сдвиги, которые, несомненно, отслеживаются теми самыми центрами международного политического менеджмента, которые в свое время рекомендовали Левону Тер-Петросяну запустить "пробный шар" внутриполитического раскола по карабахской проблеме. . .
Бумеранг тотальной власти
Читатель вправе мне возразить, сославшись на то, что убедительная победа Сержа Саркисяна на парламентских выборах, обеспечив ему роль фаворита в борьбе за президентское кресло, практически исключила возможность возникновения у нас конфликта между ветвями власти и создала надежные предпосылки для формирования в 2008 году консолидированной властной пирамиды.
Конечно, эти возражения были бы вполне уместны, если бы Армения была самодостаточной или по крайней мере не столь уязвимой для внешних воздействий страной. Любой мало-мальски разбирающийся в вопросах мировой политики человек должен согласиться, что в такой стране, как Армения, инспирирование извне форс-мажорных обстоятельств вполне возможно. Ну а то, что при наличии форс-мажорных обстоятельств шансы фаворита президентской гонки 2008 года могут улетучиться, признают даже те аналитики, которые являются сторонниками Сержа Саркисяна.
Еще в 2005 году я прогнозировал, что принятие конституционных поправок неизбежно подтолкнет правящую администрацию к шагам, призванным обеспечить для себя максимальный результат на парламентских выборах 2007 года и тем самым предрешить исход в свою пользу президентских выборов 2008 года. Я предупреждал лидеров оппозиции о том, что принятие конституционных поправок на фоне неучастия оппозиции и тотальной победы власти в выборах органов местного самоуправления делают поражение оппозиции на парламентских выборах 2007 года неизбежным.
Действительно, Серж Саркисян на парламентских выборах "сыграл на максимум" для того, чтобы фактически предрешить в свою пользу исход президентских выборов 2008 года и путем создания консолидированной властной пирамиды предотвратить возможность возникновения неразрешимого конституционным путем конфликта между институтами президентской и парламентской власти. Об этом свидетельствовала принятая им на вооружение манера проведения предвыборной кампании, которая была похожа на американские президентские "праймериз", где доминирующая роль принадлежит личности, а не партии.
И все же ни завоевание контрольного пакета в парламенте, ни выдвижение лозунга "Для тебя, Айастан", ни попытка отвести от себя подозрения в приверженности трайбалистским подходам путем перевода стрелки этих подозрений в сторону Самвела Бабаяна и возглавляемой последним партии "Дашинк" — не способны исключить возможность возникновения форс-мажорных обстоятельств. Конституционная реформа получила одобрение Венецианской комиссии Совета Европы не для того, чтобы стать основой для формирования консолидированной властной пирамиды, призванной обеспечить тотальный политический контроль над обществом. Как раз наоборот: есть все основания утверждать, что "мина" была заложена именно для того, чтобы в нужный момент быть задействованной. Поэтому стремление к тотальному и единоличному контролю над всеми институтами власти может стать решающим фактором задействования форс-мажорной "мины". . .
Каким будет "политический эндшпиль" президента?
Разрушение в обществе морально-политического авторитета, целенаправленная дискредитация популярных политиков, изгнание из парламента более или менее самостоятельно мыслящих депутатов и их окончательная замена слепыми исполнителями воли криминальной олигархии ведут к деградации власти и общества.
Конечно, я готов признать, что в той или иной мере эта ситуация характерна для всех постсоветских стран, но это не отменяет необходимости решительных шагов к ее радикальному изменению. В аналогичной ситуации в России Владимир Путин издал указ о формировании под эгидой президентской власти Общественной палаты, призванной заполнить образовавшийся в обществе вакуум морально-политического и интеллектуального авторитета. Общественная палата формируется президентом России из представителей интеллектуальной и духовной элиты, поскольку институт выборов в России, так же как и у нас, пока еще не обеспечивает представительство в парламенте наиболее заслуженных и достойных граждан страны.
Один тот факт, что вот уже в который раз председатель Союза писателей Армении Левон Ананян проигрывает выборы в родном ему Ноемберяне, жители которого, казалось бы, должны гордиться тем, что их земляк занимает в писательской организации место самого Аветика Исаакяна, свидетельствует о степени деградации нашего общества. Неужели в этой поистине драматической ситуации полного извращения ценностной шкалы в оценке личности Роберт Кочарян откажется увенчать период своего президентства инициативой, способной серьезно повлиять на окончательную оценку всей его деятельности на посту руководителя страны?Вспоминаю одну из наших бесед с президентом в 2001 году, когда я был депутатом второго созыва Национального Собрания РА. Говорили о необходимости содействовать продвижению в парламент представителей интеллектуальной и духовной элиты, поощрению готовности предпринимательских кругов вносить свою лепту в решение этой важной задачи. Помнится, тогда я сказал президенту, что в трудное для него время после трагедии 27 октября 1999 года, когда страна стояла на грани хаоса и распада институтов гражданской власти, люди его поддержали отнюдь не вслепую. Хотя бы потому, что на выборах 1999 года президент убедил Гагика Царукяна воздержаться от выдвижения своей кандидатуры в Абовяне и вместо этого помочь председателю Союза композиторов Армении Роберту Амирханяну, который благодаря этой помощи прошел в Национальное Собрание второго созыва. Сегодня я задаюсь вопросом: почему тогда это было возможно, а уже в 2003г. или в 2007-м, в случае с тем же Левоном Ананяном, оказалось невозможным? Неужели времена и нравы столь стремительно и бесповоротно испортились?Фактор укрепления национальной безопасности
Формирование президентом РА из представителей интеллектуальной и духовной элиты страны Общественной палаты, которая могла бы обсуждать принятые Национальным Собранием законы до их подписания президентом и вступления в силу, рекомендовать президенту в установленном Конституцией страны порядке вернуть тот или иной закон с конкретными возражениями или предложениями в парламент, может стать серьезным фактором совершенствования деятельности всех ветвей власти.
Если в России, где парламент состоит из двух палат и верхняя палата фактически формируется президентом совместно с законодательными органами субъектов Федерации, тем не менее пошли на создание еще одного института экспертизы и улучшения принимаемых законов, то в Армении востребованность Общественной палаты более очевидна: Общественная палата могла бы компенсировать отсутствие у нас верхней палаты парламента. Необходимость подобного механизма "вторичного фильтрования" парламентских законопроектов не в последнюю очередь продиктована засильем в нашем парламенте малообразованных и неспособных к профессиональной законотворческой деятельности "денежных мешков", которые в обозримом будущем явно не намереваются расстаться с депутатским "титулом" и иммунитетом.Еще одним важнейшим направлением деятельности Общественной палаты может стать ее ответственное содействие в деле гармонизации взаимоотношений между ветвями власти. В этой своей роли Общественная палата призвана стать серьезным фактором укрепления национальной безопасности, выявления путей разрешения возможных конфликтных проблем в "треугольнике власти": президент-премьер-парламент.
В случае возникновения неразрешимых противоречий между президентом и поддержанным парламентским большинством премьером Общественная палата, если в ней будут действительно представлены интеллектуальные "сливки" общества, может сыграть незаменимую роль в предотвращении тяжелых внутриполитических потрясений. Однако чтобы при необходимости выполнить эту миссию, Общественная палата должна состояться не только в качестве центра интеллектуального и морального авторитета, но и в качестве действенного института публичной политики. Только в этом случае Общественная палата сумеет выполнить свою миссию: станет законодателем добропорядочных нравов и устремленных в будущее воззрений — "властителем дум" гражданского общества. И тогда все смогут по достоинству оценить смысл высказанного корифеем западного либерализма Джоном Стюартом Миллем суждения: "Безопасность личности и собственности у современных наций в значительной мере представляет собой следствие нравов и воззрений, а не законов".
Действительно, на улицах Еревана и Гюмри постоянно стреляют из автоматов не потому, что наш Уголовный кодекс санкционирует вооруженные межклановые разборки, а потому что такие разборки и беспредел санкционированы "нравами" и "воззрениями" нашей сегодняшней "элиты". И если мы хотим заменить эту "элиту" настоящей элитой, способной искоренить господствующие сегодня негодные нравы и воззрения, мы не должны ждать, пока наш народ проголосует не за скупающих голоса избирателей головорезов и нуворишей, а за достойных интеллектуалов. Потому что, как резонно подметили еще французские просветители, "воспитатель сам должен быть воспитан", и Общественная палата, сформированная самым ответственным лицом в государстве, может и должна стать таким "коллективным воспитателем" гражданского общества.
Если Роберт Кочарян до конца своих президентских полномочий сумеет сформировать Общественную палату, выступив с законодательной инициативой закрепления за ней широких институциональных полномочий, он мог бы после истечения срока своего президентства избраться ее председателем. В любом случае Общественная палата должна вобрать в себя весь потенциал опыта государственного строительства. Только в этом случае она может стать центром интеллектуального и морального авторитета, ареной разработки эффективных проектов решения социальных проблем.
Поскольку велика вероятность, что в течение ближайших пяти лет парламент будет служить послушным орудием в руках чиновничьего сословия, Общественная палата должна взять на себя роль подлинного зеркала общественных ожиданий и генератора решений, призванных эти ожидания оправдать. Тем самым Общественная палата может существенно укрепить авторитет института президентской власти, нацелив его политический ресурс на обеспечение возможностей эффективного общественного контроля над деятельностью органов государственной власти с целью обуздания коррупционных аппетитов отечественных чиновников.
Перспектива реформирования представительной власти
Помимо нацеленности на решение стоящих перед государством и обществом злободневных задач, создание в структуре президентской власти Общественной палаты актуализируется необходимостью подготовить почву для реализации в перспективе радикальной конституциональной реформы системы представительной власти в РА.
Эта необходимость продиктована не только введением института двойного гражданства и в связи с этим актуальностью обозначения правовых возможностей участия в управлении государством обретших статус "двойных граждан" — наших соотечественников из Диаспоры, но прежде всего важностью непосредственного подключения зарубежных армянских общин к решению задач развития национальной государственности. В условиях, когда инспирируемые Турцией и Азербайджаном опасные тенденции региональной изоляции Армении нарастают, а угроза возобновления войны становится все более осязаемой, существующие формы поддержки Родины (телемарафоны и другие благотворительные мероприятия) явно недостаточны. Для выявления новых адекватных форм сотрудничества необходимо сформировать в армянских зарубежных общинах чувство их органической включенности в общественно-политическую жизнь РА, непосредственной сопричастности делу созидания и развития национальной государственности. Этому в огромной мере может содействовать членство представителей зарубежных армянских общин в верхней палате парламента РА и прямая трансляция заседаний верхней палаты по спутниковой связи первого канала АТ.
Уже совсем скоро, после президентских выборов 2009 года в Азербайджане, можно прогнозировать активные попытки алиевского режима добиться силового решения в свою пользу карабахской проблемы. С другой стороны, уже к 2010 году планируется закончить строительство и ввести в действие нацеленную на транспортную изоляцию Армении новую железнодорожную магистраль Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку. На мой взгляд, именно этим рубежом — 2010 год — датируется лимит исторического времени, которым мы можем располагать для мобилизации внутренних национальных ресурсов и нахождения адекватных ответов на опасные внешнеполитические вызовы.Конституционная реформа, предполагающая переход от однопалатной к двухпалатной системе представительной власти, при которой верхняя палата парламента — палата общин — будет формироваться из представителей общин Еревана, региональных марзов РА, Арцаха, Джавахка (вместе — 55% депутатских мандатов) и представителей армянских общин Диаспоры — из Франции, России, США, Ирана, Ливана, Сирии, стран Латинской Америки, Австралии, Канады и других стран (вместе — 45% депутатских мандатов), способны обеспечить мобилизацию общенациональных усилий для эффективной нейтрализации внешнеполитических вызовов. С другой стороны, применение регионально-общинного принципа в формировании верхней палаты парламента позволит в формировании нижней палаты, Национального Собрания законодательно закрепить абсолютное соблюдение принципа пропорционально-партийного представительства, что, несомненно, будет содействовать развитию в РА основанной на идейно-политическом плюрализме реальной многопартийности.Сформированная под эгидой института президентской власти Общественная палата, если принципом ее формирования явится совмещение представительства интеллектуальной элиты Армении с представительством, на основе выделения соответствующих квот, армянских зарубежных общин, может стать прообразом создания в будущем верхней палаты парламента — палаты общин. Конечно, при этом она станет всего лишь зародышем, рабочей моделью апробации будущего полноправного института представительной власти, конституирование которого требует проведения в РА референдума о внесении в текст действующего Основного Закона страны необходимых поправок, санкционирующих переход к двухпалатной системе представительной власти. Но это обстоятельство не только не преуменьшает роль Общественной палаты, а напротив, подчеркивает ее значение как необходимого этапа на пути успешного реформирования системы представительной власти в Армении, ее приспособления к специфическим экстерриториальным условиям развития армянской нации и более эффективного нацеливания на обслуживание интересов укрепления армянской государственности.
Власть должна послать обществу сигнал
Я надеюсь, что настоящая статья станет предметом серьезного обсуждения и даст импульс к дискуссии на более широкую тему об изъянах выборных процедур в постсоветских обществах с "переходной демократией", необходимости противодействовать олигархически-охлократическому разложению общества (его расколу на олигархов и голосующих за них продажных люмпенов, с одной стороны, и мечтающих убежать из страны граждан — с другой стороны) , важности восстановления в обществе интеллектуального и духовного авторитаризма, без которого высокая культура и духовность обречены быть раздавленными массовой псевдокультурой и дешевой рекламой, а обслуживающая национальные цели интеллектуальная политика обречена на поглощение современными политтехнологиями, сочетающими лозунги "процветания" и "страны законности" с практикой "хлебных раздач" и откровенного подкупа избирателей.
Я не предлагаю панацею, способную мгновенно избавить от недуга больной организм нашего общества. Я предлагаю первым лицам государства послать обществу сигнал, свидетельствующий о том, что они, наконец, осознали, к каким тяжелым последствиям ведет разрушение морально-политических и духовных авторитетов в обществе, замена их подбадриваемой улюлюкающей чернью плутократией. Я предлагаю первым лицам государства послать обществу сигнал, свидетельствующий о том, что они осознают необходимость кардинального изменения существующего в нашем обществе сегодня морально-психологического климата и готовы с помощью общественности предпринять в этом направлении конкретные шаги.
Таким сигналом может стать внесение президентом РА на рассмотрение Национального Собрания проекта закона РА о статусе, структуре, порядке формирования и задачах Общественной палаты РА. Уже осенью этого года парламент мог бы принять этот закон, сформировав предпосылки для коренного реформирования системы представительной власти в Армении.