Практически вся внутриполитическая активность в НКР сегодня связана с предстоящими президентскими выборами. Особо активно данный вопрос обсуждается в средствах массовой информации. Все это является естественным процессом, и данная атмосфера характерна для любой страны перед выборами. Однако нынешние президентские выборы существенно отличаются от всех предыдущих.
Политическое поле вступило в новую и достаточно динамичную фазу своего развития. Впервые в Карабахе все основные и представленные в парламенте политические силы поддержали единого кандидата — Бако Саакяна. Но при этом кандидатура Бако Саакяна была выдвинута на основе гражданской инициативы, что расширило рамки поддержки единого кандидата, сделав его народным кандидатом. Таким образом, на нынешних выборах нет борющихся друг с другом провластных и оппозиционных партий и сил. Однако налицо также новая тенденция — политизация некоторых неправительственных организаций, в первую очередь работающих в информационной сфере, и их активное участие в агитационной фазе предвыборной борьбы. Причем здесь наглядно проявляется ангажированность по отношению к одному из кандидатов в президенты — к замминистра иностранных дел НКР Масису Маиляну. Основными пропагандистами кандидатуры Маиляна выступают аналитики из Армении, а именно Игорь Мурадян и бывший советник президента НКР Манвел Саркисян. Это также новая особенность в истории карабахских выборов.
С одной стороны, активное участие неправительственных организаций в политической жизни страны и особенно в предвыборной борьбе, а также открытое участие не являющихся гражданами НКР и постоянно не проживающих на территории нашей республики аналитиков является одним из наиболее ярких доказательств функционирования демократических институтов и гражданского общества в НКР. С другой стороны, активно занимающиеся политикой неправительственные организации по существу перемещают на задний план основное направление своей деятельности и тем самым оказывают определенное негативное воздействие на становление неправительственного и гражданского сектора в стране. Выходит, что некоторые неправительственные организации выступают в роли оппозиционных партий. Участие же в агиткампании людей, имеющих личные обиды на конкретные личности в карабахской властной вертикали, создает весьма реальную опасность преследования личных интересов под флером национальных (см. "Парадоксы манвелизма", "ГА", N64). В данном контексте выбор кандидатуры Маиляна является достаточно продуманным шагом. На него сделана ставка в качестве оппозиционного кандидата.
Почему? Во-первых, в глазах общественности он должен иметь хорошие перспективы для карьерного продвижения в самой власти. На первый взгляд это может показаться странным: с какой стати упускать данную возможность и по существу идти на риск? Но, отказавшись от карьерного продвижения, такой кандидат в глазах общественности будет выглядеть не как человек, просто стремящийся к власти, а как деятель, обеспокоенный будущим нации. Это, по мнению лиц, поддерживающих данного кандидата, дает возможность получить дополнительные голоса. Во-вторых, данный кандидат, даже работая в органах власти, сам не должен возглавлять какой-либо орган или ведомство, т. е. нести непосредственную ответственность за те или иные действия. Это дает возможность откреститься от тех или иных пробелов в работе и переложить ответственность на вышестоящего. Однако принадлежность кандидата к внешнеполитическому ведомству хотя и создает хорошие возможности для политических маневров, вместе с тем имеет свои отрицательные стороны, из которых следует выделить главную: дипломат, тем более замминистра иностранных дел, озвучивает официальную позицию государства, которая формируется главой государства. Поэтому настойчиво муссируемые несколькими аналитиками слухи о нахождении г-на Маиляна в перманентной оппозиции к властям и президенту НКР выглядят несостоятельными.
Что ж, даже удачно выбранная кандидатура не является гарантией не только победы, но и вообще достойного участия на выборах, особенно в ситуации, когда основные партии поддержали единого кандидата. В данной ситуации у людей, поддерживающих оппозиционного кандидата, имеется лишь один-единственный шанс в борьбе за голоса избирателей — попытаться противопоставить народ власти в целом. И в данном контексте ключевая роль отводится неправительственным организациям, которые в своих действиях нарушают целый ряд норм, широко практикуя черный пиар. Делается это нарочно для провоцирования ответных шагов со стороны властей, чтобы потом сразу же обвинить их в отходе от демократических принципов. Подобный подход является одной из составных частей уже достаточно разработанных схем цветных революций.
Кроме того, в качестве психологической атаки эти же люди начинают распространять слухи о поддержке оппозиционного кандидата влиятельными силами в Армении и за рубежом. Однако настоящие игроки, будь то в Армении или за рубежом, поддерживают лишь субъекты, а не объекты, которых обычно всего лишь используют.
Весьма интересной представляется тактика, используемая аналитиками, поддерживающими г-на Маиляна. В своих комментариях и статьях они в основном пользуются псевдонимами. В этом есть своя логика. Распространяя те или иные идеи под разными именами, они пытаются внушить общественности, что на самом деле команда сторонников оппозиционного кандидата состоит из гораздо большего числа людей. Но, как уже было отмечено, главных аналитиков всего двое — Игорь Мурадян и Манвел Саркисян. Одним из пропагандистских приемов, применяемых ими, является тезис о том, что в стране нужны кардинальные перемены, которые в состоянии провести только лишь поддерживаемый ими кандидат.
Перемены — это весьма соблазнительная категория в том смысле, что люди всегда хотят перемен, и в данном контексте для некоторых людей перемены становятся самоцелью. Причем зачастую люди почему-то думают, что результаты предполагаемых перемен будут положительными. На самом деле они могут привести к негативным последствиям. Естественно, перемены в лучшую сторону нужны всегда, и страна, которая стремится к этому, действительно достаточно динамично развивается. Однако люди, использующие Масиса Маиляна в своих целях, уже имели возможность на практике проявить свое видение. Эти люди не являются инопланетянами, вокруг которых сложилась некая аура загадочности, способная заманить избирателей. К тому же большая их часть — теоретики, и надеяться, что данная команда в состоянии осуществить кардинальные положительные перемены, попросту наивно.
Что касается единого кандидата, то ситуация здесь иная. Бако Саакяна можно назвать практиком. Этот человек на практике укрепляет государственность НКР и, где бы он ни работал, какой бы руководящий пост ни занимал, везде проявлял хорошие организаторские способности и новаторский стиль управления, что отражалось на эффективности функционирования вверенных ему ведомств.
В случае победы на выборах в команде Бако Саакяна будут люди разных идейно-политических взглядов. Данная специфика уже является одной из основных составляющих перемен, причем перемен взвешенных и гибких, учитывающих мнение достаточно широкого слоя карабахского общества. Это создает весьма хорошие предпосылки для поступательного развития и избежания нежелательных потрясений. Более того, сам факт, что кандидатуру г-на Саакяна поддержали разные партии и широкие слои общественности, означает, что в случае избрания президентом страны он не будет обязан какой-либо отдельной партии, а следовательно, не будет зависеть от какой-либо отдельной силы. Ответственность будет исключительно перед народом.
В любом случае последнее слово всегда за народом. Именно он решит, кому возглавить республику. Выборы же, я уверен, пройдут на самом высоком уровне, демократично и транспарентно. Более того, карабахское общество не будет расколото на разного рода лагеря, как бы этого ни желали определенные силы. Карабахская государственность уже достаточно окрепла и не рассматривает выборы в качестве вражды или противостояния кандидатов и их сторонников. В Карабахе это лишь соперничество идей.