Логотип

ЗОЛОТАЯ РЫБА

По словам доктора биологических наук — директора Института гидроэкологии и ихтиологии Научного центра зоологии и гидроэкологии Бориса Карленовича ГАБРИЕЛЯНА, по данным исследований на 2006г. , в озере Севан осталось всего 250 тонн сига.
. . . Примерно месяца полтора назад к берегу Севана причалила лодка, двое мужчин вышли из нее с мешком. Они зашли в маленький прибрежный ресторанчик и минут через 10 вернулись к лодке налегке и отчалили. Ну а дальше. . . Рыбки были совсем еще маленькие, сантиметров по 14-15, хрустящие, как сухарики, невкусные, по 1, 5 тысячи драмов каждая. Вот об этом случае я и рассказала Борису Карленовичу, уже неоднократно обращавшемуся на страницах «ГА» к проблемам, связанным с промыслом рыбы на озере Севан. На этот раз тема нашей беседы — сиг, которого практически не осталось.

Доконтролировались. . .
Вот уже 2 года (2006 и 2007гг.) Институт гидроэкологии и ихтиологии из-за катастрофического снижения численности сига рекомендует Министерству охраны природы наложить круглогодичный запрет на его лов. А это означает, что «охотиться» можно только на раков и карасей. Форель и севанский усач у нас давно занесены в Красную книгу, на лов хромули (кохак) тоже наложен запрет.
Министерство, надо сказать, безоговорочно приняло рекомендации ученых, и министр В. Айвазян собственноручно подписал соответствующие «строгие» приказы, которые, судя по тому, как они исполнялись, можно считать фикцией. Лов сига практически не контролировался.
— Если раньше мы надеялись на то, что неполовозрелых особей достаточно и именно они (если их не трогать) пополнят промысловые запасы стада, то сейчас очень сомневаемся в этом. Вылавливаются уже годовички, часть которых могла бы уже в этом году пойти на нерест.

Цифры, приведенные Габриеляном, отрезвляют. Если в 2005 году у нас было
625 тонн промысловой рыбы, в 2006г. осталось около 250 (!!!) , потому сиг и стал таким дорогим. Его почти не осталось. В общем, все идет по знакомой схеме. Численность сига снизилась, цены на него подскочили, увеличилось браконьерство. Между тем в Агентстве по биоразнообразию оптимистично сообщали: ситуация под контролем. Чтобы представить масштаб катастрофы, напомню: в начале 90-х годов у нас было 30 тысяч (!) тонн сига.
Все эти годы сменяющие друг друга министры охраны природы издавали очередные приказы, запрещающие лов сига в период нереста, а последние 2 года — круглогодично. Все эти годы сменяющие друг друга директора Севанского национального парка, милиция, а позже полиция контролировали лов рыбы и следили за исполнением приказов министров. И за браконьерами гоняться и искать их по темным подъездам не надо — сиг открыто вылавливается, продается по всей севанской трассе, на всех базарах, в том числе и ереванских, и, конечно, предлагается во всех ресторанах. И об этом все эти годы было известно и министрам, и их замам, и директорам Нацпарка, и милиции с полицией, и. . . не только им. А значит, браконьеры «работали» с их ведома и благословения.
Сиг уходит по следам ишхана
Институт гидроэкологии и ихтиологии еще 10 лет назад в письменной форме, с цифрами, фактами и обоснованием предупреждал Минохраны природы, что варварский лов сига приведет к необратимым последствиям. И эти необратимые последствия, если они раньше всего лишь прогнозировались, сейчас уже обретают реальность.
Но никто из высоких чинов, ответственных за сохранность стада, за все эти годы бесконечных нарушений закона не понес наказания, не ответил за то, что сегодня уничтожена почти вся популяция сига в Севане, как и никто не ответил за исчезновение нашей гордости — севанского ишхана.
— Означает ли это, что сиг исчезнет, как и когда-то ишхан?
— Не исключено, если, конечно, сиг будет так же беспощадно вылавливаться, — объясняет Борис Карленович. — Как вид, он не исчезнет, поскольку, в отличие от ишхана-эндемика, сиг завезен к нам из Ладожского и Чудского озер. Первичная причина исчезновения ишхана — нарушение условий его естественного воспроизводства. Снижение уровня озера Севан привело к обсыханию нерестилищ тех подвидов, которые нерестились на мелководье, а с уменьшением стада, естественно, возросло браконьерство. Сейчас у нас сохранились только те подвиды, которые нерестятся в реках, да и то благодаря искусственному воспроизводству, тогда как сиг может исчезнуть только из-за безжалостного лова. Новый завоз и разведение «чужого» сига, особенно если это будет связано с серьезными финансовыми затратами, под большим вопросом. Не исключено, что разведение какого-нибудь другого вида окажется дешевле, экономически выгоднее, но все это сопряжено с рядом проблем.
Стратегический продукт продовольствия
— Исчезновение любого биологического вида или, наоборот, внедрение чужого вида в конкретную экосистему приводит к непредсказуемым последствиям, — объяснил Борис Карленович. — Сиг оказался одним из редких удачных примеров акклиматизации в озере. Он не нарушил, а, наоборот, вошел в баланс с другими звеньями экосистемы озера. С уменьшением численности сига увеличится масса его кормовой базы — зоопланктона (не использующегося другими местными видами) , при разложении которого образуются органические вещества, ведущие к эвтрофированию воды. И наконец, сиг имеет огромное стратегическое значение. Рыбные хозяйства частично работают на электричестве, для содержания рыб нужны определенные условия, корма, тогда как с сигом нет никаких проблем.
Севан с его обитателями — единственный промыслово-промышленный водоем республиканского масштаба, и не только — не так давно сиг вывозился огромными партиями и в соседние республики. Остальные реки и водоемы Армении (Дебет, Ахурянское водохранилище и др.) имеют местное значение, частично обеспечивая местное население.
И тем, кто дает негласное «добро» на браконьерство, давно бы пора усвоить несложную истину:
сиг — наш стратегический объект продовольствия, тот запас, который всегда может быть использован в критических ситуациях. Впрочем, те, кто грабит свою страну и свой народ, кажется, уже нашли еще один севанский источник дохода — раки Севана. Сородичи этого рака, обитающие в загрязненных реках Араратской долины, если сделать их химанализ, скорее всего окажутся непригодными к употреблению в пищу, объяснил Борис Карленович. Всем известно, что севанские раки уже давно вывозятся во Францию, в Россию и другие страны.
По словам Габриеляна, лов раков, ставший для местного населения альтернативой рыбе и новым источником дохода, пока не приносит экологического вреда, но этот промысел необходимо регулировать. . .


Нурсултан Назарбаев был лидером страны много лет. Больше о его жизни вы сможете узнать на ресурсе http://24.kz/. Заходите на сайт и читайте больше!