Логотип

ПОДОЖДЕМ ДО ХОЛОДОВ

Вполне предсказуемо, что до первых холодов никакой ясности в переговорах оппозиционных сил не предвидится. Речь, разумеется, о переговорах на предмет выдвижения единого кандидата на президентских выборах. С сентября по ноябрь включительно пройдет парад съездов, которые делегируют своих лидеров для участия в президентских выборах. Лидеры с благодарностью воспримут решения партийных съездов, пообещают оправдать доверие соратников и однопартийцев, но при этом некоторые из них все же оставят за собой шанс в последнюю минуту отказаться от участия в пользу другого кандидата, даже если это и не будет тот самый единый кандидат от всей оппозиции.
Говоря о нежелании и неумении оппозиции объединиться вокруг единого кандидата, мы порой забываем о партиях, которые не в состоянии принять участие в президентских выборах иначе, как поддержав другого кандидата. Речь о партиях малочисленных и с финансовой точки зрения малосостоятельных, а президентские выборы, как известно, требуют больших затрат. А посему лидеры упомянутых малочисленных партий сначала выдвинутся съездами своих партий в качестве кандидатов на пост президента, а потом примкнут к другим кандидатам. Единого кандидата не будет, но будет несколько претендентов, вокруг каждого из которых обоснуется небольшая группа поддержки. Группы эти вряд ли станут весомым фактором поддержки, зато лидеры малочисленных оппозиционных партий смогут с чувством выполненного долга говорить об участии своих партий в президентских выборах и борьбе с режимом. Таким образом, главная задача этих партий — удержаться на плаву и остаться в действующей политике — будет выполнена. . .
Исключение составит разве что АОД: если Левон Тер-Петросян откажется баллотироваться в президенты и на этот раз (что вероятно) , то эта партия вряд ли примкнет к другому кандидату. На днях из высказываний члена политсовета партии "Республика" Сурена Суренянца стало очевидно, что партия Арама Завеновича обеими руками поддержит намерение Тер-Петросяна баллотироваться в президенты, если таковое намерение будет озвучено. Не исключено также, что при отсутствии у экс-президента планов баллотироваться "Республика" поддержит другого кандидата. Маловероятно, что лидер "Республики" решит сам баллотироваться в президенты, зато будет по-прежнему имитировать бурную деятельность на ниве переговоров по объединению оппозиции. Под сомнением и участие лидера НПА Степана Демирчяна в президентских выборах, во всяком случае нынешнее состояние партии и недавнее поражение на парламентских выборах к этому не располагают. Поствыборное молчание лидера "НЕ" Арташеса Гегамяна тоже свидетельствует о том, что, возможно, на этот раз президентские амбиции не так обременяют его, как в былые времена. Не очень понятно и то, ради кого блок "Импичмент" упорно продолжает свое митинговое движение и постоянно рассуждает с митинговых трибун о пользе и преимуществах объединения оппозиции вокруг единого кандидата. Известно, что аодовское влияние в партиях блока достаточно велико, однако имеются разногласия и с АОД, и с лидером "Республики". . .
На первый взгляд, казалось бы, что может быть проще: та оппозиционная сила, которая набрала на парламентских выборах наибольшее по сравнению с другими оппозиционными силами число голосов, та сила и вправе претендовать на роль объединяющей. Но оппозиционное поле активно сопротивляется этой логике, более того, то и дело представители внепарламентской оппозиции заявляют, что преодолевшие 5-процентный барьер "ОЕ" и "Жарангутюн" пошли на сделку с властями, а посему не могут считаться оппозицией в подлинном смысле слова. Буквально на днях нечто подобное изрек, встречаясь с журналистами, и Суренянц. Очевидно, что непарламентским силам не хочется признать свое поражение, а заодно и несостоятельность, а для этого надо было в первую очередь объявить выборы несправедливыми, а выигравшие их партии — ангажированными, что и было сделано. И хотя Артур Багдасарян недвусмысленно дал понять сразу после выборов, что вправе претендовать на роль единого кандидата, вряд ли ему удастся заручиться поддержкой хотя бы 2-3-х карликовых партий, баллотируясь в президенты.
Подобная участь, возможно, ожидает и лидера партии "Новые времена" Арама Карапетяна, если его не поддержит "Родина и честь" Гарника Маргаряна. Зато Аршак Садоян уже объявил, что его партия на президентских выборах готова поддержать Вазгена Манукяна. Других желающих сделать то же самое пока нет. Кстати, Садоян придерживается точки зрения Карапетяна и тоже считает, что оппозиции не следует ставить перед собой невыполнимые задачи (речь о едином кандидате) и что эта идея из числа тех, что подбрасывает оппозиции власть. Карапетян считает, что единый кандидат определится сам по себе во втором туре выборов, а в то, что выборы могут ограничиться одним туром, он не верит. Зато, по-видимому, убежден, что во второй тур пройдет именно он.
Сколь бы ни говорилось о целесообразности объединения оппозиции, сегодня в подобную перспективу не верит никто, зато постепенно набирает обороты процесс переговоров потенциальных претендентов с лидерами малочисленных партий и руководителями общественных организаций на предмет оказания поддержки. По нашим сведениям, подобные консультации уже предприняты соратниками Багдасаряна, и, возможно, им удастся склонить на свою сторону некоторые из тех организаций, которые активно сотрудничали с лидером "ОЕ" в бытность его на посту спикера. Не хотелось бы никого обижать, но всякое доброе дело требует финансовой поддержки, а потому никто никого за просто так поддерживать не будет, тем паче что, по традиции, общественные организации в нашей стране всегда активно поддерживают кандидата власти, полагаем, небескорыстно. . . Ну с общественными организациями все ясно, их участие погоды не делает, хотя европейские инстанции уделяют их участию в выборных процессах большое значение. Сегодня куда интереснее, к кому примкнут и чью кандидатуру поддержат партии Паруйра Айрикяна, Гранта Хачатряна, Арама Г. Саркисяна. Этих деятелей общественность знает давно, и их выбор может серьезно повлиять на общественное мнение. Раньше первых холодов ответ на этот вопрос вряд ли удастся получить. . .