Анна Карапетян против Грайра Тамразяна
В ближайшее время в Праге ожидается в высшей степени неординарное событие: отечественные СМИ уже информировали о намерении бывшего корреспондента армянской службы радио "Свобода" Анны Карапетян начать судебное разбирательство против руководства радиостанции и армянской службы. Напомним, что соответствующий иск уже представлен в судебную инстанцию. Принимая во внимание беспрецедентность самого случая и его значение, "ГА" счел целесообразным связаться с Анной Карапетян и обсудить определенный круг вопросов.
В первую очередь мы, конечно, не могли обойти вниманием самый естественный вопрос: что послужило поводом для столь радикальной формы проявления протеста? Согласимся, что факт силового отстранения известного журналиста от сферы своей профессиональной деятельности примечателен уже сам по себе. Но может ли он объективно являться обоснованным поводом для возбуждения именно судебного разбирательства? Иными словами, что может противопоставить Анна Карапетян муссируемой версии о том, что радиостанция "Свобода" становится мишенью для нападок со стороны ее сотрудников, как правило, уже после отстранения последних?
— В первую очередь отмечу, что директор армянской службы Грайр Тамразян изначально не был склонен давать какие-то разъяснения по поводу своего решения. Впрочем, по моему требованию я в определенной мере была проинформирована относительно его соответствующих "аргументов"; трудно передать шок, который я испытала в процессе ознакомления с богатым арсеналом лживых фактов, припасенных директором армянской службы на предмет моей профессиональной деятельности. Кто знает, какие еще небылицы он сочинил и представил своему высшему руководству. Со всей ответственностью заявляю, что представление искаженных фактов непосредственным начальникам является образом работы Грайра Тамразяна. Вероятно, в ходе судебного разбирательства некоторые вопросы все же прояснятся. Отмечу, что в последний период своей работы я неоднократно обращала внимание руководства на вопиющие факты. В частности, с момента назначения Грайра Тамразяна директором армянской службы радиостанции "Свобода" материалы заранее не редактируются. В итоге транслируется поток крайне неуравновешенных материалов, причем даже самые серьезные темы предстают в саркастическом обрамлении, что, между прочим, противоречит политике радиостанции.
— Можно ли, на твой взгляд, говорить о наличии нездоровой атмосферы внутри армянской службы или это конфликт двух персон?
— Что можно сказать о СМИ, где в течение четырех лет не проводятся редакционные собрания и не обсуждаются новые предложения? Думаю, что и у моих бывших коллег недостатка в новых идеях нет. Скажу о себе: после своего назначения на пост директора армянской службы Грайр Тамразян запретил мои новые передачи — "Мир спустя 10 лет: возможные развития" и "Демографические развития и место Армении". Он осуществляет политику притеснения идей и отклонения предложений, что, между прочим, не мешает ему через определенное время представлять отвергнутые им же предложения руководству радиостанции, выдавая их за свои. Как это, например, имело место с моим предложением четырехлетней давности относительно журнала "Спюрк"; оно было отклонено, однако по прошествии двух лет было выдано им в качестве собственной идеи, причем в резко урезанном виде. После всего этого Грайр Тамразян заявляет руководству радиостанции, что я не отличаюсь новыми предложениями. Помимо прочего, мне было сообщено, что отныне я не удовлетворяю требованиям, предъявляемым сотрудникам "Свободы". Возможно, это и так, но только если учесть, что нынешний директор армянской службы склонен брать в кавычки понятие "Геноцид армян". Считаю нужным отметить, что даже центральный новостной отдел радиостанции "Свобода" данный термин употребляет без кавычек.
— Анна, ты утверждаешь, что новостные потоки армянской службы "обогащаются" односторонними, а иногда и официальными сообщениями с полос азербайджанских агентств "Дей. Аз. ", "АПА", "Тренд". Это действительно важные сообщения?
— Очевидно, это важные сообщения — но для кого? Ведь информационно-новостная направленность — важнейший атрибут политики, особенно в нашем случае, при наличии карабахской проблемы. Приведу один простой пример: 13 марта радиостанция "Свобода" распространила сообщение о том, что "по данным азербайджанской радиостанции ANS, прошедшей ночью армянская сторона нарушила режим прекращения огня в районе Агдама. Жертв нет. Стрельба, продолжавшаяся в течение 25 минут, была прекращена только после открытия ответного огня". Вектор этого сообщения "расшифровывается" легко: уже на следующий день мониторинговая группа ОБСЕ планировала осмотр приграничной полосы на отрезке Иджеван — Казах. Новостная же сводка радиостанции "Свобода" ни словом не обмолвилась о соответствующей позиции армянской стороны: в частности, не были представлены простые детали — что именно заявляла в этой связи армянская сторона, подтверждала или опровергала она это сообщение? Только азербайджанская ANS!
— Если я не ошибаюсь, информационная политика радиостанции "Свобода" не допускает одностороннего освещения вопросов, особенно столь деликатных, каким и является карабахская проблема. Это провозглашенная радиостанцией установка. . .
— Односторонность информации действительно противоречит декларированным радиостанцией принципам. В данном случае речь идет о грубом попрании данных принципов. Причем таких примеров немало. Совсем недавно радиостанция "Свобода" со ссылкой на азербайджанское агентство АПА распространила заявление главы подкомиссии ПАСЕ по карабахской проблеме Рассела Джонстона в следующей форме: "Я нанесу визиты в Баку, Ереван и Ханкенди". Позволю себе выразить самые серьезные сомнения относительно достоверности этой цитаты и полагаю, что в своем заявлении Рассел Джонстон употребил все же название "Степанакерт". Мотив азербайджанского агентства понятен и не нов, однако, ссылаясь именно на АПА, радиостанция "Свобода" по сути льет воду на мельницу азербайджанской пропаганды. Если бы я не была знакома с внутренней кухней армянской службы, то подумала бы, что подобные ссылки отражают позицию самой радиостанции. Уверяю, что это не так; более того, будучи еще сотрудником радиостанции, я обращала внимание руководства армянской службы на эти факты, подчеркивая, что подобное положение дел противоречит принципам "Свободы". Тщетно, меня называли и "националисткой", и "дурным членом команды".
( Отметим, что в самом начале 1990гг. Анна Карапетян стояла у истоков независимой армянской журналистики. Так же, как и супруг (известный журналист, в настоящее время — учредитель и главный редактор издающегося в Праге армяноязычного журнала "Орер" Акоп Асатрян) , является выпускником факультета журналистики МГУ. Стаж ее работы на радиостанции "Свобода" составляет без малого 12 лет.- Возможно, вы не поверите, однако директор армянской службы Грайр Тамразян официально уведомил меня — тогда еще работника радиостанции — о недопустимости сотрудничества с журналом "Орер". В соответствии с положениями радиостанции он правомочен принимать подобные решения, однако только в тех случаях, когда имеет место быть "конфликт интересов", который в качестве именно такового должен быть обоснован и аргументирован со стороны принимающего решение должностного лица. В течение семи лет Грайр Тамразян не только не фиксировал наличие подобного конфликта, но и сам с удовольствием сотрудничал с журналом. И только в последнее время, когда ему понадобился "арсенал грехов" Анны Карапетян, он вдруг и обнаружил "конфликт интересов". . .
— Когда именно было принято решение о необходимости судебного разбирательства?
— Чашу моего терпения переполнил непосредственный начальник Грайра Тамразяна Ненад Пейдж. Когда я попыталась представить ему истинное положение дел, то была удостоена воистину смехотворной реакции, что, между прочим, тема отдельного разговора. Скажу только: мне был дан совет не разглашать проблему взамен на "кругленькую сумму". Судите сами, руководство радиостанции предлагает мне за "кругленькую сумму" подписать договор об отсутствии дискриминации в отношении моей профессиональной деятельности, равно как и о том, что данный вопрос (в том числе на предмет ущемления моих прав) не будет подниматься в суде какого-либо государства. Не свидетельствует ли это о том, что само руководство прекрасно осознает незаконный характер собственных действий?
"ГА" ОСТАВЛЯЕТ ЭТОТ ВОПРОС ОТКРЫТЫМ и готов выслушать противную сторону. Согласимся, что обвинения в адрес нынешнего директора армянской службы радиостанции "Свобода" выдвинуты весьма серьезные, причем без всяких кавычек. . .