Логотип

«ФЕРМА ЖАВОРОНКОВ»:

о Геноциде заговорили по-итальянски
Показ фильма известных итальянских режиссеров братьев Паоло и Витторио Тавиани "Ферма жаворонков", повествующего о Геноциде армян 1915 года, на состоявшемся в середине февраля Берлинском международном кинофестивале поверг публику в оглушительное молчание. Несколько иной была реакция армянской публики, собравшейся в кинотеатре "Москва" на предваряющем открытие IV Ереванского международного кинофестиваля "Золотой абрикос" показе этой нашумевшей картины. Некоторые зрители покидали зал, не имея сил смотреть реалистичные сцены массовой резни мирного населения, иные с трудом сдерживали рыдания. . . Фильм, в котором создатели представили самую трагическую страницу истории армянского народа через судьбу одной семьи из Западной Армении, по определению кинокритиков, потряс мировую общественность даже больше, чем картины "Арарат" А. Эгояна, "Путешествие в Армению" П. Гедикяна и "Кричащие" К. Карапетян.
В основу фильма "Ферма жаворонков" (La Masseria delle Allodole) легла одноименная книга итальянского прозаика и литературоведа — нашей соотечественницы Антонии Арслан, известной переводами произведений Гюго, Рембо, Верлена, Рильке. В последние годы Арслан развернула активную деятельность за признание Геноцида, одним из проявлений которой стало издание в 2004 году повести "Ферма жаворонков". Буквально за несколько месяцев книга удостоилась многочисленных призов (Fenice-Europa, Stresa, Berto, Fregense, Campiello Secondo noi) , была восемь раз переиздана и переведена на разные языки, в том числе на западноармянский.
К теме Геноцида братья Тавиани обратились не случайно. По их признанию, когда в юности они перебрались в Рим, у них была работница по имени Меланья. "Пожилая Меланья была худой, спокойной и весьма молчаливой женщиной, — вспоминают режиссеры, — и нам время от времени приходилось расспрашивать ее о пройденной жизни. Оказалось, что она одна из тех, кто по чистой случайности уцелел в годы резни. Рассказы женщины об ужасных событиях, произошедших у нее на глазах, заставили нас, не ведавших ничего о Геноциде, взяться за историческую литературу. Спустя годы нам в руки попала книга А. Арслан "Ферма жаворонков", потрясшая нас до глубины души. И мы поняли, что это тот материал, который обязательно должен перерасти в кинокартину. . . Мы на себе пережили фашизм в Италии, видели, что делали нацисты в Германии. Но обе эти страны нашли в себе силы осудить деяния своих сограждан. Пришло время и для Турции просить прощения у армян. . . " Уже в 2005г. братья Тавиани приступили к съемкам фильма.
События в книге, как и в фильме, разворачиваются в контексте исторических свидетельств деда автора. На ферме в Анатолии в конце XIX века живет интеллигентная армянская семья. Один из детей, 13-летний Ерванд, уезжает учиться в Италию и лишь в 1915 г. , будучи уже 40-летним мужчиной, приезжает на родину. Семья его брата Смбата готовится к встрече с "блудным сыном". . . Неожиданное для западных армян решение османского правительства об их истреблении превращает повседневную мирную жизнь в общенациональную трагедию.
Напряженная фабула фильма достигает трагической кульминации в сценах резни, которой подвергаются нашедшие на ферме убежище армянские семьи. На глазах у женщин турецкие военные убивают всех мужчин. Удается спасти лишь одного мальчика Аветиса, которого его тетя облачает в девичью одежду. . .
Самоотверженность армянских женщин, вынужденных ради куска хлеба для своих детей продаваться турецким солдатам, самим душить новорожденных, чтобы не видеть их гибели от турецкого ятагана, пытающихся убежать, заведомо зная, что их жестоко убьют, сожгут заживо, выходит за рамки человеческого сознания. И армянская песня "Ов, сирун, сирун", сопровождающая всю картину, звучит гимном душевной чистоте и смелости армянок. . . Завершает фильм сцена суда над турецкими преступниками, а эпилогом служат слова: "По сей день армяне ждут справедливости". . .
Хотя на Берлинале фильм братьев Тавиани не был удостоен приза (скорее всего, из соображений так называемой политкорректности) , согласно комментариям кинокритиков и зрителей, "Ферма жаворонков" стала самым потрясающим фильмом фестиваля. Кстати, удостоенные "Золотой пальмовой ветви" Каннского кинофестиваля братья Тавиани решили тем не менее принять участие и на Берлинале, учитывая присутствие в Германии огромного количества турок. Причем фильм был показан в Берлине сразу после убийства Гранта Динка и угроз в адрес лауреата Нобелевской премии Орхана Памука.
По свидетельству кинокритика Сусанны Арутюнян, присутствовавшей на Берлинале, во время показа фильма в зале было много турецких журналистов. "После просмотра фильма ко мне подошел председатель Ассоциации киноведов и киножурналистов Турции Атила Дорай, — рассказала С. Арутюнян, — и, обняв меня, попросил прощения". После премьеры же фильма в Италии, по словам Паоло Тавиани, к нему и Витторио на улице подходили разные люди, выражая благодарность за картину, не оставившую никого равнодушным.
Естественно, турецкая пресса и официальные власти после показа фильма на Берлинале подвергли авторов "Фермы жаворонков" злобной критике. Впрочем, еще в период съемок фильма премьер-министр Турции Эрдоган обратился к итальянскому премьеру Берлускони с требованием "обратить внимание на данный вопрос", на что получил ответ, что "в Италии киноискусство свободно". Возмутил турецкие власти и тот факт, что на съемки фильма фондом Euromages Совета Европы, ежегодный вклад в который со стороны Турции составляет 1 млн евро, было выделено 600 тысяч евро.
Тем не менее фильм "Ферма жаворонков" не только пущен в международный кинопрокат, но и удостоен двух армянских премий. Одна из них — премия президента РА "За вклад в дело международного признания Геноцида", недавно врученная братьям Тавиани в Ереване. Другая — премия Параджанова — от Международного кинофестиваля "Золотой абрикос" "За вклад в развитие мирового киноискусства".
Добавлю, что в фильме "Ферма жаворонков" снялись актеры Арсинэ Ханджян, Алехандро Презиоси, Анджела Молина, Чеки Карио и другие звезды мирового кино. Фильм снят кинематографистами Италии, Испании, Болгарии, Великобритании, Франции и Бельгии, что лишний раз доказывает: культура — оружие всесильное и объединяющее людей доброй воли.
Бюджет картины — 9, 7 млн евро. Показ фильма "Ферма жаворонков" 9 июля ознаменовал открытие IV Ереванского международного кинофестиваля "Золотой абрикос".